Гражданином быть обязан!

Методический портал

 Правовое образование в России.
Гражданско-правовая компетентность российских подростков
(по материалам международного исследования CIVIC)

Е.Л. Рутковская,
ведущий научный сотрудник ИОСО РАО, кандидат педагогических наук

       Недавние перемены в социальном, политическом и экономическом развитии привели многие страны к необходимости изучения результатов правового образования подростков, анализа подходов к вопросам гражданства и гражданского образования, и в особенности вклада школ в формирование компетентности гражданина. Исследование IEA Citizenship CIVIC (Civic Education Study) призвано было помочь дать ответы на эти актуальные вопросы. Главная цель исследования состояла в изучении процесса и результатов подготовки молодых людей к выполнению социальной роли граждан в демократических государствах. Россия — одна из стран, которые участвовали в этом международном исследовании. Предметом исследования были как школы, так и возможности гражданского образования вне школ. Исследование охватило около девяноста тысяч подростков (средний возраст 14,7 лет) из 28 стран мира.
       В ходе исследования проводилось тестирование знаний в области граждановедческих вопросов и проблем (гражданских знаний), представлений, позиций, мнений и отношений к социальным процессам и явлениям (отношений), а также реальной практики решения конкретных вопросов, имеющих отношение к граждановедческой подготовке (гражданского участия). Был проведен также анкетный опрос преподавателей граждановедческих дисциплин в школах и краткий анкетный опрос школьной администрации.
       В России исследование проводилось в марте-апреле 1999 года в 51 регионе на основе специально определенной выборки (общенациональной, репрезентативной). Оно охватило как городские, так и сельские школы. Общее количество участников тестирования: школ - 200, учителей – 400, учащихся - 4596. Средний возраст российских школьников, охваченных исследованием, - 15.1 лет.
Российским школьникам предлагались два варианта теста, которые имели одинаковую структуру и состояли из трех частей.
Первая часть предназначалась для проверки знаний в области гражданского образования. Она представляла собой как традиционные, так и нетрадиционные для российской школы тестовые задания. Это были задания с выбором правильного ответа из четырех предложенных вариантов, — их можно разделить на несколько групп в зависимости от содержания и формы. Так, в зависимости от представленного в заданиях содержания, их можно разделить на три группы:
  • традиционные тестовые задания, проверяющие конкретные знания;
  • задания, проверяющие умения применять эти знания в знакомых и незнакомых ситуациях общественной жизни (включая элементы прогнозирования социальных процессов и событий);                                        
  • задания, требующие классифицировать предложенные суждения на факты и мнения.
В отдельные две группы можно объединить задания, имеющие особую форму и проверяющие следующие интеллектуальные умения:
  • понимать и анализировать фрагмент текста, связанного с вопросами социального развития;
  • воспринимать и анализировать предложенную карикатуру, отражающую определенные социальные явления.
       Вторая часть тестов предназначалась для получения общих данных об учащихся, их семье, занятиях и свободном времени, участии в деятельности общественных объединений и организаций, дальнейших планах в области образования и гражданского участия в жизни страны.
Часть третья содержала вопросы о гражданских взглядах, отношениях, обязанностях и деятельности учащихся. Задания этой части можно разделить на две группы:
  • задания, проверяющие знания, в том числе по сложным, собирательным понятиям (например, «демократия» или «государство»);
  • задания, выявляющие отношения учащихся к тем или иным социальным и политическим явлениям, событиям, процессам, а также к содержанию школьного образования в области граждановедения.
       Остановимся далее на основных результатах исследования.
       Эффективное гражданское образование — сложный и многоплановый процесс, который предполагает формирование соответствующих знаний, навыков, концептуальных взглядов, отношений, обязанностей и способов деятельности (гражданского участия) через диапазон имеющихся образовательных подходов и возможностей гражданского развития молодых людей как в школе, так и за ее пределами.
       Подростков отличает понимание фундаментальных демократических ценностей и учреждений, но существует недостаток глубины этого понимания. Они легко отвечают на вопросы, связанные с фундаментальными законами правового государства и политическими правами, распознают важность основных демократических учреждений, например, свободных выборов. Навыки учащихся в интерпретации политических материалов, например, рекламных листовок периода избирательных кампаний или карикатур, ниже. По показателю граждановедческих знаний учащихся Российская Федерация находится в числе шести стран, чей средний балл сравним со средним международным баллом (т.е. не имеет статистически значимых отличий от среднего международного балла). В то же время Россия — одна из одиннадцати стран, в которых средний балл гражданских умений и навыков статистически значительно ниже среднего международного балла и соответственно, ниже российского показателя граждановедческих знаний.
       Молодые люди считают, что позиция хорошего гражданина прежде всего предполагает его повиновение закону и участие в выборах.
       Учащиеся с более высоким уровнем знаний и умений в области гражданского образования, более вероятно, будут участвовать в политических и гражданских действиях, став взрослыми, так как имеется положительная корреляция между граждановедческими знаниями и ожидаемым в будущем участием в демократической жизни.
       Многие российские школьники (54%) согласились с утверждением «Я интересуюсь политикой», что статистически значительно выше среднего международного (39%). Причем девочки интересуются политикой меньше, чем мальчики.
Учащиеся скептически относятся к традиционным формам политической активности, но открыты для других форм участия в гражданской жизни. Если не касаться участия в выборах, учащиеся не считают традиционное политическое участие особо важным. Четверо из пяти учащихся указывают, что они не намереваются участвовать в обычных политических действиях, например, входить в политическую партию, писать письма в газеты относительно социальных и политических вопросов и проблем, участвовать в деятельности местных или муниципальных органов власти.
       Более половины учащихся открыты для других форм гражданского и политического участия, не связанного с выборами и политическими партиями, включают в свои возможные действия сбор денег на социальные нужды и милосердие, участие в ненасильственном марше протеста, готовы поддержать взрослых, участвующих в охране окружающей среды, защите прав человека или в организации общественных объединений. Лишь меньшинство учащихся сообщили, что они, вероятно, будут участвовать в незаконных действиях протеста: рисовать на стенах плакаты (13%), захватывать общественные здания (9%).
       Школы, организующие в своей жизни реальную практику демократических отношений, наиболее эффективны в процессе гражданского образования.         Школы, представляющие собой модель демократических отношений, формируют демократические ценности и способы действий, стимулируют учащихся к обсуждению и решению проблем классной и школьной жизни. Во многих странах учащиеся таких школ демонстрируют более высокие граждановедческие знания и умения, чем другие. Школам принадлежит важная роль в формировании ожидаемого обществом гражданского поведения учащихся. Ис-следование выявило, что в школах имеется значительный потенциал, однако обнаруживается несоответствие в настоящее время намерений преподавателей и результатов гражданской подготовки учащихся.
       Школы и общественные организации имеют неиспользованный потенциал положительного влияния на гражданскую подготовку молодых людей. Подростки вообще полагают, что совместная работа с другими молодыми людьми в школах и общественных организациях может помочь решению ряда проблем.         Учащиеся предпочитают состоять в группах и организациях, в которых они могут работать вместе с другими, равными себе по положению, и видеть результаты своих усилий. Такая деятельность может иметь положительное влияние на гражданские знания, отношения и будущую активность, давая учащимся возможность приобретения практического опыта гражданского участия.
       Школа — окружающая среда и часть повседневной жизни и опыта молодых людей. Здесь рождаются проблемы, которые имеют значение для учащихся и обеспечивают возможности для их участия в реальных, а не в ожидаемых действиях. В этом смысл школьной эффективности (участия в улучшении жизни в школе), определенной в исследовании, — может быть, столь же важного фактора будущего политического поведения, как и широко понимаемая политическая эффективность (отношения между гражданами и национальным правительством), которая часто подразумевалась в данном исследова-нии.
       Особый вклад в гражданское образование учащихся вносит школьный совет. В среднем 43% учащихся указали на свое участие в деятельности школьных и классных советов (парламентов), что на 15 пунктов выше среднего международного значения.
Телевидение - главный источник новостей и политической  информации  для  учащихся.
       Подростки - наиболее энергичные потребители средств массовой информации. Программы новостей по телевидению - наиболее важный источник политической информации для молодых людей. Россия - одна из стран с наиболее обширным потреблением учащимися телевизионных программ новостей. Учащиеся (61%) доверяют средствам массовой информации, а новостям по телевидению доверяют больше, чем радио и прессе. В России доверие телевизионным новостям намного большее, чем газетам: 61% против 44% в мире.
       По вопросу доверия правительственным учреждениям показатели по странам очень отличаются друг от друга. Четырнадцатилетние подростки - уже носители и потребители политической культуры. Они обладают мнением о социальных и экономических обязанностях правительства, которое в значительной степени соответствует мнению взрослых. Молодые люди осторожны в своем доверии по отношению к их правительственным учреждениям. Судам и полиции доверяют больше. Напротив, политическим партиям доверяют очень немногие.
       Учащиеся благосклонно относятся к правам женщин и иммигрантов. Большинство соглашается с тем, что женщины имеют те же самые права, что и мужчины, в частности, имеют право получать одинаковую плату за ту же самую работу. Девяносто процентов опрошенных учащихся в странах мира согласились с тем, что иммигранты в стране должны иметь равные со всеми образовательные возможности. Немногим более чем три четверти опрошенных согласны с тем, что иммигранты должны иметь право соблюдать свои обычаи,. сохранять свой язык и голосовать на выборах.
       Молодых людей отличает патриотизм и национальная самоидентификация. Молодые люди относятся позитивно к родной стране, ее символам (флагу, государственному гимну, конституции) и к вопросам национальной идентичности. В большинстве участвующих в исследовании стран среднестатистический молодой человек ощущает себя патриотом и участником жизни страны как политического сообщества.
       Различия по признаку пола минимальны в проявлении гражданских знаний, но более очевидны в проявлении некоторых мнений и отношений. Четырнадцатилетние мальчики и девочки в большинстве стран обладают похожими взглядами на демократию, правительственную ответственность и выражают примерно одинаковое доверие социальным институтам. Девочки относятся более благосклонно, чем мальчики, к вопросам защиты прав иммигрантов и женщин, выражают несколько меньший интерес к политическим проблемам, чем мальчики. Мальчики проявляют большую готовность участвовать в незаконных акциях протеста, чем девочки.
       Преподаватели осознают важность граждановедческого образования в подготовке молодых людей к жизни в гражданском обществе. Они едины в своем утверждении, что граждановедческое образование важно для учащихся, что школы в состоянии играть свою роль в этом процессе и что граждановедческое образование должно быть частью формального учебного плана. Несмотря на то, что преподаватели дисциплин, обеспечивающие гражданское образование, прошли различную профессиональную подготовку, они выражают уверенность относительно своей способности дать учащимся необходимые граждановедческие знания, проявляют отзывчивость к потребностям и интересам учащихся и в то же время действуют в рамках учебных планов и установок руководящих органов.
       Наибольшее внимание в школьном граждановедческом преподавании учителя всех стран уделяют вопросам национальной истории, прав человека и гражданина и проблемам окружающей среды. Наименьшее внимание уделяется вопросам международных отношений (включая международные организации), экономическим и социальным проблемам благосостояния (включая деятельность профсоюзов).
Преподаватели считают, что граждановедческое образование улучшилось бы при обеспечении школ более современными дидактическими материалами и увеличении учебного времени, отводимого на соответствующие предметы.
       Позиция учащихся всех стран - участниц исследования свидетельствует о возможном росте новой гражданской культуры. Имеются определенные свидетельства того, что отношение молодых людей к демократии, гражданству и национальному правительству характеризуется меньшей иерархичностью и большей значимостью принятия индивидуальных решений. Современное поколение подростков, представленное исследованием, похоже, стремится к действиям, более связанным с неофициальными социальными группами и движениями, нежели с формальными обычными политическими партиями и группировками.
       Особо отметим, что значительные трудности у российских подростков вызвали нетрадиционные задания - те, которые проверяли умения мыслительной деятельности, в частности, требовали анализировать тексты обществоведческой проблематики, моделировать действия, прогнозировать те или иные суждения, аргументы, решать творческие, проблемные задачи.
       Данные, полученные на основе заданий, выявляющих отношения учащихся к тем или иным социальным и политическим явлениям, событиям, процессам, в ряде вопросов противоречивы и необъяснимы. Тем не менее, они дают возможность разносторонне увидеть «среднестатистическую» картину знаний, представлений и ценностных ориентаций выпускников основной школы, а также сделать качественный и факторный анализ на основе статистических характеристик по отдельным позициям предложенных заданий.
       Результаты проведенного исследования фактически свидетельствуют об определенной гражданско-правовой компетентности российских подростков, воспринимаемой в сравнении с проявлением таковой компетентности их сверстниками из двадцати семи других стран.
Материалы исследования и сделанные выводы целесообразно использовать при планировании работ по совершенствованию системы правового образования школьников, а также при разработке измерителей содержания, уровня и качества правовой подготовки учащихся, определения минимальных требований к обязательным результатам правового образования.


ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА  № 3 2003
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты