Гражданином быть обязан!

Методический портал

Платон о принципах гармоничного устройства общества

Слесарева Г.Ф.

       Платон родился в Афинах и был представителем старинного и богатого аристократического рода, исконно связанного с политикой. Его настоящее имя было Аристокл. По отцу он считался потомком последнего афинского царя Кодра, а по матери был в родстве с законодателем Солоном.
       В 20-летнем возрасте (408 г.) познакомился с Сократом и увлекся исканиями мудрости и правды. Во время суда над мудрейшим из эллинов Платон был в числе его учеников, предложивших за него денежное поручительство. После приговора он заболел и не присутствовал при последней беседе в темнице. Впоследствии образ Сократа как бы объединяет все творчество Платона.

       После смерти Сократа (399 г.) он с некоторыми другими учениками переселяется в Мегару, где исследует вопросы бытия и познания. Первые путешествия он совершает в Кирену к математику Феодору и в Египет как очаг мудрости. Путешествует в Сицилию для ближайшего знакомства с пифагорейцами и ради опыта создания образцового государства посредством подчинения своему влиянию сиракузского тирана Дионисия Старшего.

       Вернувшись после приключений в Афины (386 г.), Платон собирает вокруг себя учеников в пригородном публичном саду Академии в версте от Афин. Мечта Платона о юном тиране, преобразующем общество под руководством философа, как будто начинает сбываться (~367 г.), но Дионисию Младшему надоедает опека философа. Вновь призвав к себе философа в 361 г., тиран снова его обманывает, так что 70-летнему мудрецу приходится с опасностью для жизни бежать из Сиракуз. Умирает Платон вероятно в совсем загородном доме, по соседству с Академией.
       Социальные неурядицы эпохи разложения племенного строя Платон отразил в произведениях "Государство" (~387-366), "Политик"(~365-361) и "Законы" (~354)1.

       Теоретический и политический дуализм Платона между истинно-сущим и призрачно - являющимся есть его ответ на нравственный вопрос, поставленный фактом законного убийства праведника за исповедание правды. Тот мир, в котором это бывает, не есть настоящий. Мечта об идеальном обществе и ненавистное ему действительное положение дел в общественной жизни подчеркнуты в противоположности между стабильным обществом и обществом трансформирующимся. Единое общество, государство, способные достичь совершенства, противопоставляются огромной массе частных граждан, остающихся всегда несовершенными, чьи особенности должны подавляться ради сохранения единства государства.

       У Платона понятие общество совпадает с понятием государство. Оно изображается как единое целое, и в нем соблюдается принцип морально-политического единства всех граждан, как трехсословное, иерархическое, управляемое "разумным" сословием на основании знания, а не мнения. Способствующими развитию государства он считает такие факторы, как рост численности населения, расширенное воспроизводство, и соответствующее воспитание граждан. В качестве мер по их осуществлению предполагается контроль над рождаемостью и цензура в отношении всех произведений художественного творчества.

       Общество по своей структуре делится на три сословия соответственно принципу разделения труда: философы, стражи и трудящиеся. Каковы взаимоотношения между сословиями? Отношения между тремя сословиями складываются на основе взаимного уважения и общности интересов, которая проявляется в служении идее справедливости. Каждое сословие осознало необходимость своего положения и потому они свободны. Они равны, потому что каждый занимает в соответствии со своими умственными способностями то место в обществе, для которого он рожден. Критерий для оценки этих способностей находится вне самого гражданина, у правителей, философов. Права всех граждан ограничены их реальными возможностями, и в этом смысле они равны.

       Личность у Платона растворяется в государстве. Оно создается не ради индивида или отдельного сословия, а ради целого, вне которого индивид существовать не может. Платон исходит из убеждения, что свободный член общества непременно участвует в управлении государством. Но создателем и правителем совершенного государства могут быть только философы. Лишь небольшое число граждан может соответствовать самым высоким и строгим критериям их отбора.

       От прочих граждан философа отличает страстное стремление к знанию, правдивость, неприятие лжи и любовь к истине. Он обладает хорошей памятью, способен к учению и никоим образом не может стать неуживчивым и несправедливым. При должном воспитании природные задатки философа достигнут добродетели, а при плохом воспитании одаренные души становятся особенно плохими, могут совершать крупные преступления и проявлять крайнюю испорченность.
       При извращенном государственном устройстве философ, избежавший дурного воспитания, обычно не встречает признания со стороны толпы и лиц, которые стремятся угодить черни.

       Как определить, пригоден ли гражданин к управлению государством?

       Для определения пригодности гражданина к управлению или охране государства самое важное - это знание блага. Идея блага - причина всего истинного и прекрасного, и именно ею должен руководствоваться тот, кто хочет сознательно действовать в частной и общественной жизни.
       В совершенном государстве философы воспитаны лучше и совершеннее других, и ими следует воспользоваться для управления государством. В несовершенных государствах философы вправе не принимать участия в государственных трудах, так как там философы складываются сами собой и не обязаны государству своим питанием и не должны возмещать понесенные на них расходы. Совершенному государству не грозит опасность, что воспитанные и обученные для управления не пожелают трудиться вместе с гражданами и предпочтут яви сны. В свой черед они будут трудиться над гражданским устройством и занимать правительственные должности.

       Как воспитывать правителей?

       Воспитание и обучение правителей совершенного государства должны включать физические упражнения и мусическое искусство, арифметику, геометрию, астрономию, учение о музыкальной гармонии. Большинство положительных свойств души близки к положительным свойствам тела и развиваются путем упражнения. И только способность мыслить в зависимости от направленности может быть то полезной, то вредной.
       Совершенную форму общежития Платон связывает с правлением богов, достаточностью всего необходимого для жизни людей и дружбой между людьми. Препятствуют правильному устройству государства зло, порождаемое хозяйственной нуждой, семейными отношениями, межгосударственной борьбой. В отрицательных типах государства общей чертой является приоритет материальных забот и стимулов.

       Заслугой Платона с точки зрения концепции гражданского общества является разработка вопроса о месте и роли граждан и их сословий в обществе и государстве.

       Необходимым условием возникновения и принципом совершенного государства Платон считает справедливость, которая состоит в том, что каждому гражданину государства и каждому сословию отводится особое положение и занятие.

       Начало общества создают наши материальные потребности в пище, жилье, одежде и так далее. Человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. "Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...".2 Возникшее государство и община рассматриваются Платоном как понятия-синонимы.

       Государство сможет обеспечить себя всем необходимым в большем количестве, лучше и легче, если каждый будет выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы. Для взаимной связи людей, имеющих разный род занятий, например земледельцев, разных ремесленников и торговцев, и создается государство. При стабильном образе жизни, остерегаясь бедности и войны, имея детей не свыше того, чем позволяет их состояние, они достигнут глубокой старости и завещают своим потомкам такой же образ жизни. Увеличение потребностей, не вызванных никакой необходимостью, приведет к расширению пашен и пастбищ и к войнам - источнику частных и общественных бед.

       Какова структура общества?

       Необходимые для общества виды работ разделены между сословиями граждан. Разделение труда, согласно Платону, является основой структуры и одновременно связующим звеном общественного и государственного строя. Низшее сословие граждан производит необходимые для государства вещи и продукты. Высший разряд граждан составляют воины и правители, чья профессия особенно важна и трудна, требует специальных знаний и воспитания. Необходимость выделения этих граждан в особую группу объясняется уже не столько профессиональными, сколько их нравственными качествами.

       Нравственные достоинства воинов и особенно высшего разряда граждан - правителей выше, чем у работников хозяйства. Но все три сословия граждан равно необходимы совершенному государству и лишь вместе взятые составляют гармоничное целое.
       Однако нет прямой связи между происхождением и нравственными достоинствами граждан. В низшем общественном сословии могут родиться люди с высокими нравственными задатками, и рожденные от граждан высших сословий могут иметь низкую душу.

       Каждый гражданин и каждое сословие граждан исполняют только одно дело, соответствующее их способностям: "... сапожник это сапожник, а не кормчий вдобавок к своему сапожному делу; что земледелец - это земледелец, а не судья вдобавок к своему земледельческому труду, и военный человек - это военный, а не делец вдобавок к своим военным занятиям..."3.

       Справедливость не допускает исполнения гражданами одного слоя обязанностей граждан другого слоя. Смешение функций работников производительного труда, например, сапожника и пирожника, было бы меньшей бедой, чем подмена обязанностей воина или правителя государства специально не подготовленными для этого гражданами. Величайший вред причинила бы государству такая подмена обязанностей.
       Единство граждан государства у Платона создается общностью имущества, жен и детей у воинов-стражей. Единство этого слоя общества обеспечивает гармонию и единство всего общества в целом. В совершенном государстве нет споров из-за имущества, детей и родственников, нет раздора и восстаний.

       Положительные принципы воспитания стражей-воинов и правителей-философов предусматривают также устранение отрицательных воздействий на них. Лучшее средство для решения этих высоконравственных задач Платон видит в эпической и лирической поэзии, музыке и театре, доступных обществу в эпоху расцвета Афин. Их глубокое эмоциональное воздействие на душу человека и нравы общества не могут не привлечь внимания правителей совершенного государства. Необходимо уберечь юных граждан от мифов и поэзии, рассказывающих о том, как боги воюют с богами, строят козни, сражаются. Чтобы никто из граждан не питал вражды к другому, не следует расписывать раздоры богов и героев с их родственниками и близкими. Пренебрежение к богам и к людям недопустимы.

       Итак, Платон сознает зависимость состояния общества и государства от состояния нравственности граждан. Это побуждает Платона заботиться о том, чтобы первые мифы и поэзия, услышанные детьми, были заботливо направлены к добродетели. Юношам следует высоко ставить истину, ведь ложь гибельна и способна перевернуть государство. Им следует быть рассудительными и повиноваться владыкам, самим быть владыками удовольствий, которые доставляют нам еда, питье и любовные утехи. Им следует и видеть и слышать примеры стойкости, проявляемой прославленными людьми.

       Но нельзя позволить воспитанникам быть взяточниками и корыстолюбцами. Поскольку в совершенном государстве процветают мудрость, мужество, рассудительность и справедливость, то следует запретить превратные суждения о людях поэтов и тех, кто пишет в прозе: "... они считают, будто несправедливые люди чаще всего бывают счастливы, а справедливые - несчастны; будто поступать несправедливо - целесообразно, лишь бы это оставалось в тайне, и что справедливость - это благо для другого человека, а для ее носителя она - наказание. Подобные высказывания мы запретим и предпишем и в песнях, и в сказаниях излагать как раз обратное."4.

       Весьма разборчивы должны быть правители в отношении песнопений и мелической поэзии, сопровождаемой гармонией и ритмом. Стражи не должны слышать причитаний, жалоб, музыкального лада, который изнеживает и предрасполагает к праздности. В воспитательных целях предпочтение отдается тому музыкальному ладу, который "подражал бы голосу и напевам человека мужественного, находящегося в гуще военных действий и вынужденного преодолевать всевозможные трудности; когда он терпит неудачи, ранен или идет на смерть, или его постигло какое-либо иное несчастье, а он стойко, как в строю, переносит свою участь"5. Поэтому из музыкальных инструментов следует оставить в городе лиру и кифару, в сельских местностях - свирели, а многоголосые и многострунные инструменты, такие как флейта, тригона и пектида - не допускать в государство. Многострунные инструменты, по Платону, способствуют дроблению целостности человека, развивая утонченность, изощренность и распущенность.

       Искусство служит целям гражданского воспитания и поэтому требует контроля над всем, что имеет общественное значение. И в современных условиях актуально это суждение Платона, как и его размышление о границах и рамках государственного контроля над произведениями искусства. Государственная власть не учит художника методу творчества, а следит за влиянием художественного произведения на строй чувств, образ мыслей и поведение граждан. Возможность несоответствия нравственной и эстетической силы произведения делает необходимым контроль государства над искусством.
       Итак, согласно Платону, гражданином является свободный член общества, принадлежащий к определенному сословию и профессионально исполняющий свои обязанности, участвующий в управлении государством. Заслугой Платона является постановка вопроса о зависимости состояния общества и государства от нравственного достоинства граждан, их воспитания и знаний.

       Возникновение общества и его развитие связываются с необходимостью удовлетворения потребностей человека. Разделение труда рассматривается как основа общественного и государственного строя, а также его структуры. Понятия общества и государства рассматриваются как тождественные. Проблему гражданского мира и согласия в обществе Платон связывает с достаточностью необходимых для жизни средств, воспитанием граждан, общностью имущества, жен и детей у воинов-стражей.
       Внутреннее, нравственное гражданствование Сократ и Платон сближают с внешним гражданствованием. Устроение души, справедливость и благо являются залогом успеха индивидуальной и социальной практики. И с другой стороны, несовершенство общества, недостаток подлинных знаний и неумение жить являются причиной зла.

       В сравнении с Платоном, для которого внешнее гражданствование является лишь символом внутреннего, его ученик Аристотель предпочитает благо всех благу единицы, осознает более явно необходимость общего дела для самоосуществления человека и гражданина и зависимость душевного состояния от граждански - государственного.
       Отметим также, что истоки концепции гражданского общества берут свое начало под надежной сенью закона, охраняющего гармонию личности и общества.

       Тезисы Платона об основах общественной гармонии и гражданских достоинствах, условиях общественной стабильности и трансформации политических систем "просуществовали вплоть до XIX века и в определенном смысле не утратили свою значимость даже в наши дни. Его концепции политической стабильности и оптимизации правления, усовершенствованные и развитые в трудах Аристотеля и Полибия, предвосхитили современные рассуждения о переходе к демократии и консолидации общества"6. Его знаменитая схема классификации политических режимов, где сочетаются качество и количество ("Политик", "Законы"), усовершенствованная Аристотелем, вплоть до XIX века служила основой для систематизации типов политического правления.
       Предшественницей концепции разделения властей считает Г.А. Алмонд вариант "смешанной конституции" Платона ("Законы"), которая позволяет достичь стабильности за счет сочетания демократического принципа свободы и монархического принципа мудрости и добродетели.



Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты