Гражданином быть обязан!

Методический портал

Гражданственность как воспитательная ценность 
школьников в современных условиях


Колотий Светлана Владиленовна,
педагог Современной гуманитарной академии г. Москвы (Воронежский филиал),
педагог доп. образования Дома детства и юношества Центрального р-на г. Воронежа,
соискатель каф. педагогики и педагогической психологии Воронежского гос. университета


       Для исследования проблемы воспитания гражданственности учащихся большое значение имеют общетеоретические работы отечественных педагогов: Т.С. Буториной, О.И. Волжиной, Н.К. Гончарова, Р.Г. Гуровой, Е.И. Зейлигер-Рубинштейн, Ф.Ф. Королева, В.М. Коротова, А.И., А.И. Кочетова, Л.В. Кузнецовой, Б.Т. Лихачева, Т.Н. Мальковской, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзон, Л.И. Новикова, Г.Н. Филонова, Д.С. Яковлевой, в которых раскрываются педагогические основы морального воспитания учащихся, сформулированы цели и задачи, принципы и методы, пути и средства воспитания необходимых личностных качеств гражданина.

       Обоснованию философского и юридического аспектов гражданственности (гражданских и правовых функций личности) посвящены работы таких философов и социологов, как Л.А. Архангельского, Л.П. Буевой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Б.Д. Парыгина, Г.Л. Смирнова, А.Г. Харчева, О.П. Целиковой; юристов: Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, И.Е. Фарбера, Л.С. Явич.
Психологическое обоснование проблем воспитания гражданина общества предложено в трудах психологов Л.И. Божович, С.Н. Иконниковой, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. 

       Следует подчеркнуть, что выявление сущности и особенностей воспитания гражданственности во многом основано на анализе содержания таких важных его элементов, как гражданин и гражданственность. Понятие "гражданин" является предметом изучения ряда наук. Как личность в своих отношениях к государству и праву понятие "гражданин" является юридической категорией, предметом исследования юридических наук. В общесоциальном плане гражданская позиция рассматривается философией и социологией. Психология анализирует психические процессы и свойства, присущие личности гражданина на различных возрастных этапах его развития. Педагогика рассматривает процесс воспитания и формирования школьника как гражданина, изучает необходимые для этого возможности путей и средств. При этом педагогика учитывает достижения вышеназванных областей знаний, опирается на их положения и рекомендации.

       Школьная практика подтверждает, что ученик формируется как гражданин не просто благодаря внешним воздействиям на него, а с помощью отношений с окружающим его миром. Со стороны ученика эти отношения обусловливаются его разносторонней реакцией на окружающий мир и проявляются в деятельности по отношению к внешнему миру, они определяются воспитателем, обстоятельствами, условиями, в которых живет и развивается школьник. Воспитание правильных гражданских отношений – одна из задач деятельности педагога.

       С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко определили требования, наметили пути воспитания гражданина. Главными сторонами личности они считали наличие определенного уровня образованности, высокую общественно-политическую активность, коллективизм, умение активно участвовать в управлении общественными и государственными делами. Подлинное проявление сущности гражданина А. С. Макаренко видел в единстве сознания и поведения, а истоки гражданского воспитания, по его глубокому убеждению, заключаются в организации единого детского трудового коллектива, прообраза единого коллектива тружеников общества. Но при этом гражданин должен являться творческой индивидуальностью, чтобы в полной мере реализовать все свои возможности и способности [1]. 

       По нашему мнению, источником активности личности являются ее потребности, которые активизируются в сознании и проявляются в деятельности в форме различных мотивов. При характеристике социальной активности школьников следует учитывать, что для общества ценность представляет не всякая активность, а только та, которая общественно целесообразна и общественно полезна. Деятельность школьников только тогда будет иметь общественную значимость, когда она, во-первых, осуществляется добросовестно и осознанно, во-вторых, приносит общественно полезные результаты и, в-третьих, сочетается с положительно-нравственными путями достижения целей. Гражданская активность означает готовность и умение на деле доказывать свои гражданские убеждения, добровольно и творчески выполнять обязанности. Гражданская активность предполагает не просто исполнение обязанностей, но и проявление творчества, инициативы, энтузиазма и гражданского мужества. Только настоящий гражданин готов на героический подвиг и самопожертвование, если этого требуют интересы общества.

       Следует отметить, что в современных условиях гражданственность выступает как синтез качеств личности, включающей в себя целый комплекс идейно-политических и нравственных качеств, ведущими из которых являются чувство гордости за Родину, любовь к ней, сопричастность к делам народа, гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к труду и народному достоянию, умение сочетать личные и общественные интересы. Следовательно, гражданственность является интегральным качеством, характеризующим общий уровень гражданской воспитанности личности.

       По нашему мнению, гражданственность - нравственное качество личности, включающее в себя чувство любви к Родине, неразрывной связи с народом, чувство принадлежности к обществу; осознание прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию потребности личности в социально значимой деятельности при решении общественно-политических, правовых и хозяйственно-организаторских задач независимо от того, какой они характер носят, коллективный или личный.

       Следует отметить, что в начале 90-х г.г. ХХ в. работа по гражданскому воспитанию была разрушена. С середины 90-х г.г. начинает оформляться содержательный компонент гражданского воспитания. Это период увлечения введения граждановедческих курсов. Главные сквозные содержательные линии этих курсов: государство, общество, власть, демократия, избирательное право, права человека, примеры высокой гражданственности в деятельности выдающихся исторических личностей.

       В «Большой современной энциклопедии» по педагогике, составленной Е.С. Рапацевичем, воспитание гражданственности рассматривается как система, включающая в себя комплекс целей-функций с учетом возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих идей учащихся; содержание и формы воспитания гражданственности в средней школе, внешкольных и общественных организациях, средствах массовой информации, трудовых коллективах. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие эффективность воспитательного воздействия, свойственны также определенные критерии гражданской воспитанности. Цели-функции воспитания гражданственности разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель заключается в том, чтобы раскрыть учащимся  и общегражданские политические ценности ориентации общества, вооружить их умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли и свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у учащихся устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности. Воспитательная функция гражданско-политической работы с учащимися проявляется по мере включения их в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельности. Именно в ней происходит формирование у учащихся таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправлять свои ошибки. Развивающая функция гражданско-политической работы с учащимися вытекает из образовательной и воспитательной. Цели и функции воспитания гражданственности учащихся достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана [2].

       В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы воспитания молодежи, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Именно сегодня возрастает необходимость нравственной направленности всего процесса воспитания в школе, т.к. возникло противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры.

       Отсюда вытекает главная задача, стоящая перед педагогом – активизация гражданской позиции подрастающего поколения; сохранение и развитие патриотических чувств; утверждение в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому прошлому России.
       Современный этап развития общества предполагает необходимость поиска педагогических условий, обеспечивающих сочетание интересов личности и общества, способствующих становлению новых воспитательных идеалов, жизненных ценностей и общественно значимой мотивации поступков. 

       Большие возможности для гражданского воспитания школьников заложены в содержании всех учебных дисциплин: истории, обществознания, литературы, географии и др. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При этом воспитательное воздействие каждого учебного предмета имеет свою специфику. В этой связи следует подчеркнуть особую роль курса краеведения, т. к. объекты краеведения включены в мир, в котором мы все существуем.

       Вышеуказанное послужило основой для разработки системы гражданского воспитания школьников средствами краеведения, которая включает в себя следующие основные компоненты: 
       
1.     Воспитание политической и правовой культуры. 
2.     Воспитание культуры общения.
3.     Экологическое воспитание.
4.     Эстетическое воспитание.
5.     Физическое воспитание.

1) Политическое и правовое воспитание:

-         воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;
-         формирование гражданской позиции;
-         знание отечественной истории;
-         знание истории малой родины;
-         знание традиций, обычаев родного народа и народов, населяющих родной край;
-         формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;
-         формирование уважения к основным правам гражданина России.
-         формирование системы ценностных ориентаций;
-         формирование ответственности, дисциплины, сознание долга;
-         формирование ценностного отношения к собственной жизни.

2) Воспитание культуры общения:

-         соблюдение норм элементарной нравственности во взаимоотношениях с окружающими;
-         овладение культурой межличностных отношений;
-         усвоение культуры межнационального общения; 
-         формирование толерантности.
-         воспитание культуры чувств, эмоций, поведения;

3) Экологическое воспитание:

-         обеспечение глубокого понимания единства человека и природы, воспитание на этой основе готовности к защите природы;
-         пропаганда идей охраны окружающей среды;
-         участие в движениях, объединениях, связанных с экологической деятельностью.

4) Эстетическое воспитание:

-         формирование эстетических идеалов;
-         формирование чувства прекрасного в окружающем мире.

5) Физическое воспитание:

-            формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности, стремления к физическому самосовершенствованию;
-         формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Основные цели и задачи перечисленных компонентов гражданского воспитания школьников в современных условиях отражены в таблице № 1.

 
Таблица № 1

Цели и задачи гражданского воспитания школьников средствами краеведения






































       Результаты работы по воспитанию гражданина должны найти отражение во всем психологическом строе личности, в понимании ею цели и смысла жизни, в ее конкретных планах на будущее, в ее представлениях о счастье. 
       На основании вышесказанного о гражданине как цели воспитания и о гражданственности как синтетическом качестве его личности правомерно утверждать, что воспитание гражданственности в школе – это процесс формирования и становления учащихся гражданами, сознательная и целенаправленная деятельность школы и воспитательных воздействий социальных факторов при активном участии самих воспитуемых.

 

Литература:

[1] Макаренко А. С. Воспитание гражданина / Сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 88 – 304 с.
[2] Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. – Мн.: Совр слово, 2005. – 720 с.
№ п/п
Цели воспитания
Задачи воспитания
1
Воспитание социально активной личности, способной решать стратегические задачи государства
1. Создать условия для сохранения бесценного научного и творческого потенциала государства.
2. Сформировать у школьников серьезное и ответственное отношение к учебе.
3. Развить постоянное стремление к самообразованию, к разностороннему познанию окружающего мира.
4. Создать условия для реализации интеллектуальных, духовных, социальных потребностей школьников.
2
Воспитание нравственных убеждений, установок, отношений к ценностным ориентациям и нравственным тенденциям поведения.
1. Создать условия для освоения социокультурного опыта прошлых поколений, достижений мировой цивилизации.
2. Развить нравственные и духовные качества личности.
3. Сформировать ценностное отношение к окружающей действительности (к языку, культуре, истории, обычаям, традициям, религии).
4. Сформировать у школьников организованность, собранность, деловитость – необходимые для сегодняшнего дня качества.
5. Изучить мировые культурные ценности.
6. Развить гуманистические принципы нравственного воспитания.
3
Объединение школьников вокруг идеи народного единства, гражданского мира и согласия в Отечестве.
1. Создать условия для самореализации школьников.
2. Приобщить школьников к духовной культуре своего народа, изучить историческое прошлое нашей страны, укрепить атмосферу дружбы, мира и согласия между людьми разной национальности.
3. Поддерживать и стимулировать позитивные инициативы учащихся.
4. Не допускать национальной кичливости, нравственной ограниченности.
5. Воспитать межнациональное согласие.
6. Повысить уровень демократической культуры.
4
Воспитание у молодого поколения таких качеств, как патриотизм, преданность Родине, ответственность за ее будущее.
1.  Создать условия для социальной адаптации школьников, формирования поликультурной, гуманно-нравственной, любящей свою Родину личности.
2.  Сформировать чувство гордости за нашу Родину.
3.  Развить общественно политический потенциал учащихся.
4.  Обеспечить сохранение исторической преемственности поколений.
5.  Повысить культуру межнациональных и этнических отношений в ученической среде.
6. Практически освоить лучшие традиции многонационального народа России.
7. Усилить правовую грамотность.
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты