Гражданином быть обязан!

Методический портал

Из опыта работы в сфере 
гражданского воспитания в детском саду


       Шафикова Гульназ Радмиловна,
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Башкирского
государственного педагогического университета им. М. Акмуллы;
Азнабаева Фирдаус Гисовна,
ст. преподаватель кафедры дошкольного и предшкольного образования
Башкирского института развития образования, г. Уфа


       Воспитание гражданина является залогом развития государства. Гражданская активность личности не только обеспечивает процветание общества, но и определяет социальное поведение самой личности, ее удовлетворенность жизнью и собой. Однако не стоит рассчитывать на то, что гражданская активность развивается у ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий.
       Эту работу необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, когда происходит становление мировоззрения личности, у детей появляется интерес к своему окружению, к ближайшим и доступным объектам культуры. Кроме того, это возраст наибольшей восприимчивости к внешним воздействиям, дети пытаются всему подражать, отличаются особой эмоциональной отзывчивостью.
       Детям еще не доступны понятия «государство», «общество», «Родина», но они уже испытывают чувство привязанности к привычной среде обитания, интересуются родственниками, культурой своей местности, включаются в бытовую деятельность своего народа. Вот почему базой для развития гражданской активности детей дошкольного возраста является культура родного края, а содержанием – «патриотическое воспитание».
       В детском саду данная работа имеет свою специфику, обусловленную особенностями психики дошкольников. У них преобладает наглядно-образное, конкретное мышление, эмоциональное восприятие окружающего, но при этом отсутствует в полной мере «чувство истории». В приобретении опыта им необходимо опираться на конкретные образы людей, событий. Неоценимым подспорьем здесь может стать исторический потенциал народа, воплощенный в героических образах, памятниках культуры, географических пунктах, связанных с важными историческими событиями. Наличие конкретного образа для подражания является условием для самопознания, для личностной идентификации дошкольника.
       
       Предлагаем вашему вниманию опыт гражданско-патриотического воспитания в детском саду на основе реального исторического образа – национального героя Башкортостана Салавата Юлаева. В других регионах будут выбраны иные герои.
       Чтобы подвести детей к пониманию сути героизма богатыря и на этой основе развивать патриотические чувства, после многолетних проб мы пришли к выводу о необходимости вести работу в русле изучения уклада жизни этноса того времени, роли батыра в борьбе за свободу своего народа. Мы разделили программу работы на три содержательных блока:

       1) «Жизнь и культура народа периода жизни богатыря» (природные богатства Родины, жилище и его убранство, быт, труд и занятия людей в прошлом);
       2) «Батыр – славный сын народа» (детство и юность героя, его творчество, участие в борьбе против угнетателей, боевой путь
       3) «Имя богатыря – в сердце народном» (памятники культуры и искусства, произведения народного творчества, посвященные герою, его малая Родина).
       
       Погружая ребенка в национальный быт того времени, в мелодику народной речи, педагог создает среду для восприятия традиций ценностей своего народа и таким образом формирует любовь к Родине.
       Методы, приемы и формы патриотического воспитания определяются возрастными особенностями дошкольников, которым для усвоения материала недостаточно одной беседы или музыкального занятия. Художественная деятельность, различные игры, двигательная активность должны сменять и дополнять друг друга, образуя цепочку включения всех анализаторов, многообразия повторений, необходимых в этом возрасте. Из этого складывается система работы.
       Работа по каждому разделу программы предполагает включение различных видов практической деятельности, предусмотренных в дошкольном образовательном учреждении как на занятиях, так и в свободное время во второй половине дня. Наиболее продуктивным оказался следующий алгоритм подачи информации. Сначала проводятся занятия, цель которых – познакомить детей с новым материалом. Затем следует беседа, закрепляющая полученную информацию, вырабатывающая оценочное отношение к ней. Это отношение в свою очередь закрепляется в художественной деятельности, способствующей экстериоризации внутреннего осмысления материала и выработке эмоциональной оценки событий. В дальнейшем эмоции подкрепляются в дидактической и/или сюжетно-ролевой игре (игре-драматизации). Педагог в зависимости от индивидуальных особенностей детей, уровня их знаний может варьировать как виды деятельности, так и содержание каждого раздела.
       Ознакомление с образом конкретного народного героя, проводимое по данной программе, предполагает двухлетнюю работу в старшей и подготовительной группах детского сада. При этом предполагается чередование занятий в первой половине дня с групповой работой, индивидуальными занятиями либо развлечениями во второй половине дня. Это позволяет согласовать нашу работу с основной программой обучения и воспитания в детском саду.
       В старшем дошкольном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубинные эмоциональные основы будущей готовности служить Отечеству. Формируя основы гражданской активности, педагог прежде всего уделяет внимание переживаниям ребенка, его поступкам и лишь потом – суждениям. Отсюда главной целью программы является формирование нравственно-патриотических чувств, отношений, представлений у дошкольников. Это достигается путем приобщения ребенка к традиционным ремеслам и занятиям народа в ходе игр; путем воспроизведения национального характера в танцах, изобразительной деятельности; путем подражания герою в играх-драматизациях, спортивных представлениях; путем развития умения передавать действия героя в режиссерских играх, пересказах и т.п.; путем формирования представлений о себе как достойном потомке народного героя в театрализованных представлениях, развлечениях и т.д.

       Предлагаем в качестве примера один из разделов программы (см. таблицу).
       Ориентирами при реализации данной программы являются:
       – интегрированный подход к работе с детьмина основе их социализации через призму этнокультурного компонента региона, что способствует целостному восприятию мира;
       – целостность педагогического процесса, обеспечивающая единство воспитания, обучения и развития;
       – полнота охвата материала, предусматривающая вхождение детей во все доступные им миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания культуры;
       – единство мировой и национальной культуры как системообразующее условие патриотического воспитания детей. Знакомя ребят с народным искусством, мы не должны забывать и о шедеврах мировой культуры.
       
       Такая направленность позволяет решать следующие задачи гражданско-патриотического воспитания в детском саду:
       – пробуждение в детях любви к родной земле, к своему народу;
       – приобщение детей к основам национальной культуры и народного творчества, обычаям, традициям, обрядам;
       – развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями;
       – формирование у детей представления об общечеловеческих понятиях и ценностях: Человек, Родина, Народ, Сила, Ум, Воля, Семья, Культура, Любовь.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты