Гражданином быть обязан!

Методический портал

Основные направления гражданского воспитания 
учащейся молодежи в общеобразовательной системе Украины



       Кендзёр Пётр Иванович,
руководитель образовательных проектов Всеукраинской ассоциации
преподавателей истории и общественных дисциплин "Нова Доба", канд. пед. наук.



       
       Приятно отметить тот факт, что современная система школьного образования Украины не стоит в стороне от мировых инноваций в сфере демократического воспитания молодежи. Включение Украины в общемировые политические, социально-экономические и культурные процессы, развитие европейской интеграции делает важным такое направление работы с молодежью. Современные общественно-политические реалии в Украине наглядно демонстрируют важность социальной активности граждан и их политико-правовой культуры для становления демократического государства. Нельзя также не согласиться и с таким фактом, что именно молодежь становится сегодня тем слоем населения, который чувствует на себе наибольшую ответственность за свое будущее. Соответственно, не только перед педагогической общественностью, но и перед всем обществом стоит острая необходимость внедрения комплекса социально педагогических мероприятий с целью подготовки молодежи к жизни в условиях демократического общества.
       С одной стороны, общественная потребность в гражданском воспитании личности занимает важное место в ряде государственных документов, в которых подготовка молодежи к ответственной и общественной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе определяется приоритетным направлением в образовании. С другой стороны, идея о том, что гражданское воспитание призвано готовить молодого человека к ответственному гражданству, активному участию в политической жизни государства, пока еще не стала приоритетной в современном образовательном пространстве Украины. Как свидетельствует педагогическая практика, гражданскому воспитанию, особенно во внеурочное время, не уделяется необходимого внимания. При этом характерны такие недостатки, как преобладание вербальных методов воспитания, недооценка значения общения школьников с окружающей средой, отсутствие новаторских, интересных для учащихся форм воспитания и т.д.
       Поскольку первоочередным заданием воспитательного процесса является подготовка учащейся молодежи к полноценной жизни и труду, выпускник современной школы, который будет жить и действовать в условиях постиндустриального общества, должен уметь гибко адаптироваться к разным жизненным ситуациям, самостоятельно получать необходимые знания, умело применять их на практике, быть социально активным, коммуникабельным, контактным в разнообразных социальных группах, уметь критически мыслить, предупреждать конфликтные ситуации или умело выходить из них.
       Эффективность гражданского воспитания в большой мере зависит от социальных отношений, которые сложились в обществе, а также от технологий, которые используются педагогами для формирования гражданского самосознания молодежи. Анализ отечественной системы гражданского воспитания дает основания констатировать тот факт, что в последнее время существенно изменились подходы к его реализации в отечественной педагогической практике. Инновационные педагогические технологии, активные и интерактивные методы работы стали обычным явлением в учебно-воспитательном процессе. Соответственно формируется и отечественная модель методической работы, повышения квалификации педагогических кадров в сфере гражданского образования и воспитания.
       
       Современная школьная система воспитания уделяет больше внимания проектной работе при организации социальной активности учащихся. В отечественных общеобразовательных учебных заведениях создаются ученические общественные организации, органы школьного самоуправления. Распространяется инновационный опыт сотрудничества общеобразовательных учреждений с общественными организациями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации.
Как свидетельствует педагогический опыт, всесторонний подход к реализации системы гражданского воспитания в школе не может быть достигнут исключительно средствами одного предмета или учебного курса. Более эффективным является включение компонентов гражданского воспитания в тематику разных школьных предметов и внеклассных мероприятий, а также соответствующая организация уклада школьной жизни. Его эффективность зависит, прежде всего, от реального признания педагогами личности ученика как главной цели воспитания, наиважнейшего приоритета, наибольшей ценности общества. В этой связи трудно переоценить возможности внеклассной и внешкольной работы с учащейся молодежью, которая является сферой, в первую очередь ориентированной на создание единого образовательного пространства и формирования у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создания условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.
       Это дает нам возможность утверждать, что гражданское воспитание в педагогической практике Украины все чаще понимается как система или модель школьного образования. Она пронизывает не только учебный процесс в узком предметном значении, но в более широком значении этого понятия является надпредметной областью деятельности школы. Это способствует воспитанию демократических гражданских ценностей и поведения всех участников образовательного процесса. Как отмечает Ольга Сухомлинская, реализация гражданского воспитания в практике общеобразовательной школы предусматривает организацию “такого учебного процесса, который касается всех аспектов обучения и воспитания, их разных уровней — организационного, содержательного, функционального, коммуникативного” [3, 23].
       Главным результатом гражданского воспитания должна стать гражданская зрелость личности, которая включает в себя как практические навыки участия в общественной жизни, так и уровень развития гражданских качеств личности. Такой социальный опыт в ходе воспитательной педагогической деятельности приобретается как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и вследствие внеклассной и внешкольной работы. Уровень гражданской культуры учащихся возрастает в том случае, когда учебная программа в школе и общественная деятельность в обществе гармонично и систематично объединяются. Главное место в воспитательном процессе занимает использование таких форм гражданского воспитания, которые предусматривают добровольный выбор личностью поведения, основанного на чувстве долга, инициативности, дисциплинированности, самостоятельности, требовательности, принципиальности.
       Следует отметить, что в советский период, несмотря на высокий уровень заидеологизированности общества, сложилось немало традиций и интересных форм воспитательной работы, которые были направлены на развитие таких качеств личности, как сочувствие общественным интересам и потребностям, чувство коллективизма, уважение к труду, патриотизм, общественная ответственность и т.д. Многие из них не утратили своей актуальности и сейчас. В то же время, как свидетельствует наш анализ, современные общественно-политические реалии требуют новых форм гражданского воспитания учащейся молодежи. Новые обстоятельства требуют и методологически новых подходов к воспитательной работе. 
       
       В последние годы в Украине можно наблюдать определенный прогресс во внедрении инновационных форм гражданского образования и воспитания в учебно-воспитательный процесс, как общеобразовательных школ, так и внешкольных учебно-воспитательных учреждений. Демократизация образовательной деятельности дает возможность педагогам использовать разнообразные, альтернативные способы обучения и воспитания учащихся.
Общепринято, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он принимает участие в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссии и отстаивания собственной позиции. Соответственно гражданское образование предусматривает как интеграцию всех звеньев школьного учебно-воспитательного процесса, так и активное привлечение школьников к сознательному участию в общественной деятельности вне школы. Среди эффективных педагогических форм гражданского воспитания старшеклассников во внеклассной и внешкольной воспитательной практике можно назвать следующие: встречи с представителями власти и правоохранительных органов; конкурсы на лучшее письмо народному депутату, председателю городского или сельского совета; конкурсы плакатов на граждановедческую тематику; пешеходные экскурсии на тему “Среда, в которой я живу”; общественные проекты школьников “Гражданин”; общественно-политические дискуссии старшеклассников, разнообразные экологические акции и т.д.
       Общественные мероприятия, участие в спортивных соревнованиях, клубах, группах по интересам дают возможность школьникам вместе достигать общих целей, требуют от них умения выбирать лидеров и принимать важные решения. Непосредственное участие в жизни школы дает возможность будущим активным гражданам: выступать в роли партнеров в общественной жизни, не утрачивая собственной индивидуальности; приобретать необходимые навыки коллективного сотрудничества; развивать организаторские способности и обогащать опыт самоорганизации и самоуправления; знакомиться с разными способами разрешения вопросов; оценивать собственную деятельность с точки зрения личностных принципов и интересов, потребностей граждан и страны; стимулировать интерес к изучению основ общественного устройства.
       
       С целью формирования у воспитанников практических гражданских умений и навыков необходимо шире внедрять демократические нормы организации школьной жизни. Для эффективного функционирования системы гражданского образования и воспитания в школе организация самоуправления должна отвечать определенным требованиям. Особенное внимание педагоги должны обращать на внутреннюю связь школьного самоуправления с практикой гражданской жизни, на соответствующую подготовку и компетентность учителей и школьной администрации в деле осуществления демократического стиля руководства, на сотрудничество со СМИ, общественными организациями, местной властью для реализации важного общественного предназначения — воспитания демократичного гражданина.
       Наиболее распространенными формами реализации школьного и ученического самоуправления в отечественной учебно-воспитательной системе являются ученический совет, ученический конгресс, школьные СМИ, ученическая общественная приемная, школьная республика, пресс-конференции школьной администрации, школьный банк и т.д.
       В связи с этим большое значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно полезные дела. Важно также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, историческая поисковая работа. Для обеспечения условий становления гражданских компетентностей учащейся молодежи необходима практика самостоятельного решения проблемы на соответствующем для старшего школьного возраста уровне.
       
       Наиболее эффективными являются такие формы гражданского воспитания школьников, которые выводят учащихся за стены школы, подключают их к деятельности вместе с общественными организациями, к выполнению заданий молодежных организаций, проявлению инициативы в самостоятельных общественно полезных делах. Особенно актуальны в этом плане игровые методики, проектные технологии, которые обеспечивают расширение позитивного социокультурного опыта учащихся.Оправдывают себя и своеобразные игры, в которых старшеклассники исполняют роли организаторов, руководителей, распорядителей, органы самоуправления, созданные на выборной основе и т.д.
       Таким образом, современные педагогические формы гражданского воспитания школьников обеспечивают подготовку учащейся молодежи к жизни в правовом государстве, способствуют формированию у учащихся базовых социальных компетентностей, их активному вовлечению в социальную жизнь, развитию важных жизненных навыков критического мышления, дискуссии, сотрудничества, переговоров, принятия решений, взаимодействия с представителями власти, СМИ, ровесниками, родителями, общественностью. Гражданская направленность учебно-воспитательного процесса даёт возможность реально влиять на становление конкретных жизненных компетентностей учащейся молодежи, как на уроке, так и во внеклассной работе, расширяет диапазон выявления ее способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую активность.

Использованная литература:

1. Концепція громадянського виховання особистості в умовах розвитку української державності: Проект / Наук. творч. коллектив: О.Cухомлинська (наук. кер.) та ін. // Шлях освіти. 2000, №3. — С. 7–13.
2. Пометун О. та ін. Кроки до демократії: уроки громадянської освіти: Метод. посіб. для позакл. занять /О.Пометун,, Т.Ремех, Е.Ламах. — К., 2001.
3. Сухомлинська О.В. Ідеї громадянськості й школа в Україні // Шлях освіти. 1999, № 4. — С. 21–25.
4. Чорна К.І. Основні проблеми та напрями виховання молодого громадянина незалежної України // Нові технології виховання. — К., 1995. — С. 28–32.




Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты