Гражданином быть обязан!

Методический портал

Воспитание гражданина


       Татьяна Самсонова, 
научный сотрудник Международного Исследовательского Центра
 имени Вудро Вильсона\Woodrow Wilson International Center for Scholars, 
профессор МГУ


       
       Самсонова: Термин "политическая социализация" (political socialization) появился в США сравнительно недавно, в 1950-е годы, и в дальнейшем получил широкое распространение в научном лексиконе. До этого американские ученые, которым в значительной степени принадлежит приоритет в исследовании политической социализации, использовали понятие "гражданское воспитание" (civic education). И оба эти понятия используются в настоящее время. Понятие "политическая социализация" шире, поскольку включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на формирование личности (гражданское/политическое воспитание), так и стихийные, спонтанные. 
       Процесс политической социализации начинается очень рано - с 4-5 лет и продолжается на протяжении всей жизни человека. Это может показаться, на первый взгляд, удивительным, но первые политические "знания" появляются в столь раннем возрасте. Представьте себе сцену: две мамы привели своих детей - каждому ребенку примерно 4-5 лет - к памятному знаку в день празднования Дня Победы 9 мая. Дети видят необычную обстановку: горит "вечный огонь", лежат цветы, звучит торжественная музыка. И каждый ребенок спрашивает свою маму: что это? Одна отвечает: "Знаешь, деточка, это газ горит, как у нас дома, на кухне". Вторая говорит: "Этот огонь зажгли в честь людей, которые отдали свою жизнь для того, чтобы мы с тобой жили, чтобы для нас светило солнце, пели птицы, чтобы мы могли радоваться жизни, наслаждаться всем этим. Мы помним этих людей, потому что они тоже хотели жить, но пожертвовали собой. И мы приходим сюда, дарим им цветы, потому что помним о них и благодарны им. Когда ты станешь взрослым, то будешь приходить сюда со своими друзьями". Я не хочу сказать, что первый ребенок обязательно вырастет равнодушным человеком, а второй - глубоко сознательным гражданином своей страны. Но в любом случае, их мамы бросили "первые зерна" в детское сознание. Вот так, постепенно и идет процесс формирования политических представлений, ориентаций. Ученые пришли к выводу, что основой политических убеждений человека являются общие установки, корни которых лежат в его детстве, и с детским опытом связано дальнейшее отношение человека-гражданина к политической власти, к государству. 
       Используют и такие понятия, как "первичная социализация" и "вторичная социализация". Вторичная социализация - это процесс приобретения знаний, навыков взрослого человека. Однако вопрос о том, когда заканчивается "первичная" и начинается "вторичная" социализация, остается открытым. Ряд ученых считает особенно важным период с 15 до 25 лет, когда и формируются основные, присущие взрослому человеку, политические знания, навыки и установки. Однако в любом случае, то, что было приобретено в детские и юношеские годы, составляет своего рода "фундамент", на который накладывается тот опыт, который получен уже в более зрелом возрасте. Какое-то событие в жизни страны или конкретного человека может многое изменить в этих представлениях, повлиять на политические взгляды, убеждения людей, на их позиции и, в том числе, гражданские.
       В процессе политической социализации участвуют различные социальные и политические институты общества. Это: семья, группы сверстников, место работы, общественные организации, политические партии, армия, церковь. При разных политических режимах и в разные периоды существования одного и того же государства роль этих институтов может меняться. И важная задача, стоящая перед исследователями разных стран, - определить "вес" этих институтов в процессе политической социализации. 
       Если же мы говорим о гражданском/политическом образовании, то имеем в виду более целенаправленный процесс. И само это понятие ýже, чем понятие политической социализации. В вопросах гражданского/политического образования особенно велика роль государства, общественных организаций, политических партий и движений. Не следует путать вторичную социализацию с ресоциализацией, которая наблюдается в тех странах, которые находятся в состоянии транзита. В процессе ресоциализации люди среднего и старшего поколения как бы переучиваются, приобретают новые политические знания и навыки. 
       Вопрос: Можно ли сравнить, как проходят эти процессы в России и в США?
       Самсонова: В США - стабильная, устойчивая политическая система. И политическая социализация рассматривается здесь, как механизм формирования у будущих граждан ценностей американской политической системы, как средство, необходимое для обеспечения этой стабильности. Впрочем, передача политических ценностей от поколения к поколению даже в рамках относительно стабильной политической системы происходит не всегда однозначно. Так, например, на рубеже 1960-1970-х годов часть американской молодежи отвергла многие установки, ценности и идеалы своих родителей. 
       Если обратиться к опыту России, то нельзя забывать, что страна переживает глубокие, поистине революционные преобразования, которые затронули все сферы жизни общества. Социально-экономические и политические трудности переходного периода на какое-то время как бы "отодвинули" вопросы политической социализации и образования молодого поколения. Однако сегодня в России есть полное понимание того, что от характера политической социализации и гражданского образования зависит не только воспроизводство политической культуры, но и формирование политической культуры нового типа.
       Беседы с директорами и учителями российских школ, собственный опыт работы со школьниками убедили меня в том, что школа призвана не только давать необходимые знания, но и приобщать детей и подростков к разного рода общественно-полезной деятельности. Именно поэтому в ходе изучения опыта американской школы по гражданскому воспитанию подрастающего поколения, я обратила особое внимание на организацию внеклассных занятий, а также разных видов внешкольной, в том числе волонтерской деятельности. Эта работа поставлена в США хорошо.
       Вместе с тем в американской школе тоже немало проблем. Ученые и педагоги признают, что оставляет желать лучшего уровень политических знаний многих молодых американцев. В последнее время снижается уровень гражданской активности молодежи, показателем является низкий уровень ее участия в выборах. На решение этих проблем нацелены экспериментальные программы, которые внедряются, начиная с 1990-х годов, во многих американских школах по инициативе научных центров и общественных организаций и уже хорошо себя зарекомендовали. Среди областей, в которых американские старшеклассники сравнительно компетентны, можно назвать уголовное и гражданское правосудие и права человека. Были изданы и широко используются качественные учебные пособия. 
       Вопрос: Многие сейчас говорят о равнодушии и пассивности российской молодежи… Наблюдаются ли какие-то положительные перемены в сторону повышения политической и гражданской активности?
       Самсонова: Это очень серьезная проблема современной России. Все те трудности, которые испытывает страна, не могли не сказаться на состоянии молодежи. К сожалению, пока нельзя говорить о повышении ее политической и гражданской активности. Настроения аполитичности, иждивенчества распространены очень широко. Думаю, не более 10% молодежи интересуется политикой. А число тех, кто готов участвовать и реально участвует в деятельности политических и общественных организаций, гораздо меньше. А между тем, молодежь - это поколение, которое формируется в новых условиях, это будущее нашей страны. Как писал известный французский мыслитель 19 века Алексис де Токвиль, в демократической стране каждое новое поколение, по сути, - это новый народ.
       Вопрос: В России постоянно звучат призывы к возрождению патриотизма...
       Самсонова: Вопрос о патриотизме - вопрос сложный и не случайно является предметом острого обсуждения. Вспоминая о патриотизме советских людей, которые проявили свои лучшие гражданские качества, беззаветное служение Родине в самое тяжелое для страны время - во время Великой Отечественной войны, многие полагают, что в последние годы стала заметна постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания. В некоторых регионах страны патриотизм стал перерождаться в национализм. 
       Возникла даже необходимость в разработке специальных программ. Может, конечно, возникнуть вопрос: "А надо ли вообще целенаправленно и организованно заниматься воспитанием патриотизма, даже разрабатывать с этой целью специальную программу?". Некоторые наши соотечественники, отвергая саму идею разработки такого рода программы, ратуют за патриотизм не государственный, а "камерный", человеческий, конкретный и прикладной. Во многих государственных программах речь идет, прежде всего, о военно-патриотическом воспитании, но почти не уделяется внимания сложным вопросам формирования гражданских качеств для мирной жизни. И это сложная задача - формирование гражданской культуры, активной жизненной позиции подрастающего поколения. Быть патриотом своей страны - значит, находить силы бороться с недостатками, активно участвовать в общественно-политической жизни, уметь отстаивать свои гражданские права. Вот в чем проблема. 
       Если же вернуться к вопросу о патриотизме российской молодежи, то, думаю, это чувство по-прежнему присуще нашим соотечественникам, в том числе и молодым. Большинство из них связывает свое будущее с Россией. Еще 5-7 лет назад немало молодых людей, особенно с высшим образованием, хотели уехать жить и работать за границу. Сейчас таких людей намного меньше. Это говорит о том, что молодежь видит для себя перспективы работы здесь, в своей стране. Значит, есть надежда на будущее.
       Вопрос: В какой степени в России можно использовать опыт гражданского образования и патриотического воспитания, накопленный в США? 
       Самсонова: Никто не будет спорить, что американская молодежь и американцы в целом - патриоты своей страны. И опыт воспитания этих чувств, несомненно, интересен. Заслуживают внимания, как я уже говорила ранее, программы по гражданскому образованию. Особый интерес вызывают программы по формированию толерантного сознания, культивированию мультикультурализма. Они достойны самого пристального изучения не только со стороны социологов, политологов, но и наших педагогов, преподавателей средней школы.
       Вопрос: Как обстоит дело с воспитанием толерантности в России?
       Самсонова: Это, возможно, одна из наиболее острых проблем нашего времени. В России была разработана и реализована специальная Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы".  Однако это только часть той работы, которую следует вести по воспитанию толерантности, преодолению проявлений экстремизма и ксенофобии. Наша страна привлекательна для многих, и приток иммигрантов по-прежнему велик. Надо думать над тем, как грамотно решать проблемы тех людей, которые хотели бы жить и работать в России. Для этого необходимы серьезные институциональные изменения, осознание властями тех процессов, которые происходят в стране, а следовательно, выработка новой, хорошо продуманной миграционной политики. 
       Вопрос: К чему стоит стремиться в процессе гражданского воспитания?
       Самсонова: Если коротко охарактеризовать те качества, уровень развития которых является важным показателем политической социализации личности, то это: политическая информированность, политические навыки и политическая активность человека. Если попытаться представить своего рода "модель" человека, занимающего активную гражданскую позицию, то это означает, что он должен обладать определенным уровнем политических знаний, освоить и уметь использовать навыки политического участия и в то же время быть готовым нести определенную ответственность за свои действия. В чем проявляется эта ответственность? Личная ответственность, на мой взгляд, проявляется в заботе человека о себе и своей семье, о своих детях, в ответственности за свои действия, в соблюдении прав и интересов других людей. Но есть и гражданская ответственность, которая проявляется в подчинении человека закону, в его интересе к общественно-политическим событиям. Эта ответственность - в выполнении человеком обязанности платить налоги, участвовать в выборах, нести воинскую повинность и выполнять обязанности присяжного. 
       Каков должен быть баланс между готовностью человека выполнять свои обязанности и его правом высказывать, в случае необходимости, несогласие с действиями властей? С одной стороны, человек обязан подчиняться власти, быть относительно лояльным по отношению к власти, участвовать в политической жизни, а с другой стороны, как гражданин, он должен обладать способностью и готовностью, участвуя в законных видах общественно-политической деятельности, давать понять власти о необходимости тех или иных перемен, то есть корректировать её действия.




Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты