Гражданином быть обязан!

Методический портал

Пути совершенствования гражданского воспитания
будущих педагогов


Е. В. Лёвкина,
кафедра общей педагогики
Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара.
Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н. Б. Саханский


       Сегодня воспитание современной молодежи осуществляется в сложный и противоречивый период изменения социально-экономических и политических условий, обострившихся межнациональных конфликтов, развития правового государства, потери национального самосознания, упадка патриотических чувств, обострения общечеловеческих, мировых проблем. В связи с этим крайне актуальным становится гражданское воспитание молодого поколения, в частности – студентов педагогических вузов. Крайне возрастает роль учителя-воспитателя как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, образца поведения, обладающего высокой гражданской культурой, сознательностью, ответственного за будущее России. Именно поэтому перед высшей педагогической школой сегодня стоит сложная задача: воспитать личность будущего учителя-гражданина – личность с государственно-общественным мышлением, ориентированную в своей профессиональной деятельности на решение стратегической задачи, состоящей в укреплении и развитии авторитета российского образования, российского народа и государства на мировой арене.
       Сложившаяся неблагоприятная социальная ситуация в стране достигла общегосударственного уровня, благодаря чему требования, предъявляемые к гражданину, как члену гражданского общества, в последние годы стали находить отражение в основополагающих документах сферы образования, определяющих стратегию современного российского воспитания, а также в современных учебных пособиях по педагогическим дисциплинам.
       Заметим, что на данный момент проблема воспитания гражданина занимает одно из ведущих мест в общей проблематике современных научно-педагогических исследований. Теоретические основы гражданского воспитания молодежи отражены сегодня в докторских диссертациях Л. И. Аманбаевой, А. В. Беляева, А. С. Гаязова, И. В. Суколенова, Н. И. Элиасберг, О. В. Лебедевой, Н. А. Савотиной, Л. В. Кузнецовой. Историческое становление и современное состояние системы гражданского воспитания освещены в трудах О. И. Волжиной, Г. Т. Суколеновой, Т. И. Тюляевой, А. В. Фахрутдиновой, М. А. Якобсон и др. Проблемы формирования гражданского сознания и гражданских качеств студенческой молодежи рассмотрены К. Таникуловой, А. М. Фактором, Р. И. Хмелюк и др. Подготовка будущих учителей к осуществлению гражданского воспитания школьников исследовались Т. М. Абрамян, Н. А. Вахрушевой, О. П. Песоцкой, Г. Р. Ахметжановой, Д. Н. Дементьевым и др.
       На протяжении всей истории человечества в разные периоды развития педагогической науки гражданское воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, занимало одно из ведущих мест в исследованиях ученых: и философов, и педагогов, и психологов. Так, его теоретические основы были заложены еще в зарубежной педагогике Аристотелем, Платоном, Т. Гоббсом, Д. Локком, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвецием, А. Дистервегом, Г. Кершенштейнером и др., а в отечественной науке – М. В. Ломоносовым, А. Н. Радищевым, Н. М. Карамзиным, В. С. Соловьевым, В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, П. П. Блонским, С. Т. Шацким, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским и др. 
И только сегодня гражданское воспитание начинает по-настоящему оформляться в самостоятельное направление, интегрирующее в себе патриотический, национальный, межнациональный, политико-правовой и общечеловеческий аспекты. Гражданское воспитание студента – явление очень сложное и многогранное, и годы его пребывания в педагогическом вузе являются серьезным и важным этапом не просто формирования, но становления личности молодого специалиста, будущего педагога-гражданина.
       Понимание стратегической линии государства в области гражданского воспитания, его сущностных сторон, позволило сформулировать сущность гражданского воспитания будущих педагогов на современном этапе и определить как целенаправленное создание и развитие сложной целостной (социокультурной) динамической системы, включающей в себя создание благоприятных условий для формирования и развития гражданской культуры будущего специалиста, и способствующей приобретению социальной зрелости и гражданского опыта, формированию его профессиональной позиции и гражданскому становлению сознательной активной личности студента, являющейся субъектом и главным элементом данной системы. Она включает в себя: личностно (социально) ориентированное воспитание (воспитание социально-ценностных качеств, установок и ценностных ориентаций личности будущего педагога, необходимых для полноценной жизни в обществе – патриотизма, национального сознания, толерантности, чувств долга и ответственности, гражданской позиции, законопослушности и законотворчества, социальной и политической активности и т. д.); профессионально ориентированное воспитание (воспитание профессионально-педагогической позиции, профессионально компетентной личности) будущего учителя-гражданина, а также обеспечивает формирование гармонического проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения, содержит в себе ряд компонентов (подсистем), проходит в своем развитии несколько этапов и функционирует в условиях образовательно-воспитательного пространства высшей педагогической школы.
       Названные выше социально-педагогические проблемы требуют по-новому взглянуть на сущность, содержание, методику организации гражданского воспитания будущих учителей. С нашей точки зрения, в качестве исходной предпосылки и методологической основы совершенствования гражданского воспитания студентов педвуза должен выступить системный подход, поскольку он позволяет изучить объект со всех сторон, рассмотреть его как многоуровневую, многоплановую иерархическую систему, ориентирует на раскрытие внутренних и внешних связей, на создание единой целостной структуры.
       В период эксперимента на основе системного подхода нами была разработана модель совершенствования гражданского воспитания студентов педагогического вуза. В сущностную основу ее построения легли результаты, полученные в ходе теоретического анализа идеи гражданского воспитания, констатирующего этапа эксперимента, а также собственный опыт и опыт ведущих российских педагогических вузов.

       В качестве основных путей совершенствования гражданского воспитания студентов педагогического вуза на современном этапе выступают:
  • на сущностно-содержательном уровне: изменение направленности воспитательной политики вуза в русло гражданского воспитания – как одного из путей повышения эффективности организации системы гражданского воспитания в высшей педагогической школе;
  • на субъектно-профессиональном уровне: повышение профессионально-педагогической культуры преподавателей вуза как основы качественной организации системы гражданского воспитания будущих учителей (подготовка и переподготовка преподавателей, начинающих педагогов, аспирантов, учителей к осуществлению гражданского воспитания студентов педвуза);
  • на организационно-методическом уровне: создание воспитывающей среды вуза как средства повышения гражданской культуры студента(создание условий для развития и реализации личности студента – будущего учителя-гражданина).

       Сущностно - содержательный уровень реализуется через изменение направленности воспитательной политики вуза в русло гражданского воспитания по с х е м е :
  1. Разработка Концепции воспитательной работы вуза, в основе которой лежит идея гражданского воспитания. 
       Целью Концепции выступает создание условий для формирования и позитивного развития социально активной, устойчивой, профессионально компетентной личности будущего педагога-гражданина, обладающей развитыми гражданским сознанием, мышлением и волей, опытом социально значимой гражданской деятельности, осознающей общественную значимость, личную ответственность за результаты собственной педагогической деятельности, способную в новых социально-экономических условиях вносить ощутимый вклад в укрепление могущества России, преобразование российского общества и государства, а также быть конкурентоспособной на мировом рынке образовательных услуг.
  1. Создание Программы развития воспитательной работы вуза: «Гражданин России: Человек, Патриот и Профессионал!»
  2. Разработка Плана воспитательной работы вуза, в основе которого системный подход и идея гражданского воспитания.
  3. Разработка на основе общего Плана воспитательной работы вуза Плана воспитательной работы факультета, отражающего его специфику и традиции.
  4. На основе вышеназванных типов плана – разработка плана воспитательной работы куратора со студенческой группой и плана воспитательной работы воспитателей в студенческих общежитиях.
  5. Составление координационного плана воспитательной работы кафедр и других структурных подразделений вуза.

       Таким образом, можно проследить логическую последовательность изменения направленности воспитательной политики вуза в русло гражданского воспитания по этапам: концепция – программа – общий план воспитательной работы вуза – индивидуальные планы структурных подразделений вуза. Содержание гражданского воспитания, его цели и задачи на теоретическом уровне представлены в виде новых концепций, программы воспитания, а на практическом уровне в виде планов воспитательной работы вуза, факультета, кафедры, куратора, воспитателя в общежитии.

       Реализация субъектно-профессионального уровня, сущностью которого является повышение профессионально-педагогической культуры преподавателя, осуществляется через:
       1. Создание на базе учебно-методического центра института структурного подразделения – «Отдела по проблемам гражданского воспитания в современном образовательном пространстве», занимающегося вопросами гражданского воспитания современной молодежи. 
       Целью «Отдела» является: объединение и координация усилий педагогического общества, культурно-образовательных структур города (возможно, региона) с целью повышения качества, интенсификации и оптимизации процесса гражданского воспитания современной молодежи в современных социально-экономических и политических условиях, увеличения эффективности его организации в начальной, средней и высшей школе и повышения профессионально-педагогической культуры коллектива опытных и молодых педагогов, поддержки и обеспечения их научного и профессионального роста.
       2. Активизацию деятельности Совета по воспитательной работе вуза.
       3. Организацию сотрудничества со средними общеобразовательными учреждениями города и района.

       В качестве основных содержательных направлений деятельности по повышению профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза мы выделяем:
       1. Н а у ч н о - т е о р е т и ч е с к о е – осуществление теоретической подготовки педагогических работников (преподавателей, учителей, кураторов и др.) в области гражданского воспитания; самообразование педагогов в указанной сфере; подготовка к изданию учебных пособий, раскрывающих сущность гражданского воспитания в его историческом развитии.
       2. Н а у ч н о - м е т о д и ч е с к о е – систематизация имеющихся методических материалов, привлечение новой литературы; разработка и издание научно-методических материалов, методических рекомендаций и пособий по организации гражданского воспитания молодого поколения и его аспектов; обеспечение оптимального доступа педагогических работников к любой необходимой информации; оказание методической помощи студентам по организации ими гражданского воспитания школьников в период прохождения педагогической практики; создание методического совета по проблемам гражданского воспитания из опытных классных руководителей, кураторов и др.
       3. Н а у ч н о - и с с л е до в а т е л ь с к о е – организация научно-экспериментальных исследований преподавателями, учителями, аспирантами, студентами и школьниками в области гражданского воспитания; организация и проведение научно-методических семинаров, научно-практических конференций в русле обозначенной темы; публикация статей и тезисов по теме; привлечение преподавателей, учителей и студентов к участию в международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях по проблемам гражданского воспитания молодежи.
       4. П р а к т и к о – о р и е н т и р о ва н н о е – распространение опыта путем внедрения результатов научно-исследовательской работы «Отдела» в практику работы детских садов, школ, вуза; сотрудничество вуза и школ города и района в рамках реализации социально-педагогических проектов; непосредственное участие преподавателей, учителей и сотрудников вуза в его воспитательной деятельности; проведение и посещение открытых занятий, раскрывающих воспитательный потенциал учебной дисциплины.
       5. И н ф о р м а ц и о н н о - п р о с в е т и т е л ь с к о е – сотрудничество со СМИ города, района (возможно, области) с целью широкого публичного освещения результатов деятельности «Отдела»; публикация научно-исследовательских материалов лаборатории в российских педагогических изданиях.
       6. В о с п и т а т е л ь н о е – организация педагогических конкурсов, олимпиад, воспитательных мероприятий для студентов с целью привлечения их внимания к педагогической деятельности, повышения авторитетности педагогического образования.

       Реализация организационно-методического уровня требует преобразования воспитательной среды вуза, способной обеспечить гражданское и профессиональное становление личности будущего педагога. Поскольку воспитательная среда содержит систему взаимосвязанных компонентов, отражающих ту или иную сферу деятельности студента, для развития гражданской культуры необходимо включение студентов в систему о с н о в н ы х видов деятельности. К ним относятся:
       • учебная деятельность: обогащение содержания предметов гуманитарного и социально-экономического циклов гражданской тематикой; организация специальных дисциплин по выбору по проблемам гражданского воспитания молодежи; насыщение содержания психолого-педагогических дисциплин темами по проблеме и др.;
       • научно-исследовательская деятельность: включение тем по гражданскому воспитанию в курсовые и дипломные проекты, в рефераты, доклады, сообщения; привлечение студентов к участию в научно-практических семинарах вуза по обозначенной проблеме и др.;
       • практическая деятельность: проведение открытых воспитательных мероприятий по гражданскому воспитанию школьников в период практики; привлечение студентов к участию в социально-педагогических акциях; включение в общественно-полезный труд, социально-полезную деятельность и др.;
       • воспитательная деятельность: привлечение студентов к участию в воспитательных мероприятиях вуза, факультета, группы по гражданской тематике.

       А также в с п о м о г а т е л ь н ы е:
       • студенческое самоуправление: привлечение будущих педагогов к участию в студсоветах, студкружках, студпрофкоме, в студобъединениях и в студсамоуправлении. Студенческое самоуправление помогает развитию социальной активности будущих педагогов, способствует приобретению организационно-управленческих умений, навыков работы в малой группе, приобретению опыта отношений, основанных на взаимопомощи, взаимной ответственности, взаимопонимании, терпимости и уважении;
       • информационно-просветительская деятельностьвнешняя – изучение студентами газетных и журнальных статей, материалов Интернета, СМИ, телевидения; использование информационных ресурсов городских, областных, государственных библиотек и т. д. в целях изучения сущности гражданского воспитания на современном этапе; внутренняя – посещение студентами выставок в вузовской библиотеке по проблемам гражданского воспитания; изучение книг и учебно-методических пособий кафедр; использование библиотечной внутриинститутской сети, семейных, собственных книжных фондов и др.;
        система дополнительного образования: включение студентов в работу кружков, секций (насыщение их гражданской тематикой), где они исполняют песни патриотического характера, ставят спектакли по известным российским произведениям, исполняют стихи лучших русских поэтов, организуют экскурсии для школьников по памятным и знаменитым местам г. Арзамаса, рисуют городские пейзажи, исполняют русские народные танцы в национальных костюмах и т. д.; привлечение к участию в КВНах, конкурсах педагогического мастерства и др.;
       • деятельность по самовоспитанию: организация самостоятельной работы студентов по повышению гражданской культуры через изучение дополнительной психолого-педагогической литературы; анализ новых программ, учебных пособий по гражданскому воспитанию школьников, уяснение их особенностей; выполнение рефератов, докладов, курсовых работ по гражданской проблематике; посещение курсов по выбору, библиотек; изучение передового опыта путем самостоятельного посещения и наблюдения занятий в школах; выполнение социально значимой деятельности; проведение самодиагностики и др.
       Эффективность предлагаемых путей совершенствования гражданского воспитания студентов педагогического вуза следует определять по уровню гражданской культуры будущих педагогов. Целесообразно выделение системы трех основных критериев определения уровня гражданской культуры студентов в педагогическом вузе и совокупности соответствующих им показателей, которые позволяют количественно и качественно оценить общий уровень гражданской культуры будущих педагогов. К числу основных критериев относим: когнитивный (знания), мотивационно-ценностный (отношения) и практический (деятельность). Уровень же гражданской культуры будущих педагогов мы определяем: как степень наличия у студентов знаний из области гражданского воспитания школьников; ценностных отношений к Родине, своему народу и его культуре, к представителям другой национальности и их культуре, к политико-правовой сфере государства, к обществу и общечеловеческим проблемам, к профессиональной деятельности в области гражданского воспитания; а также опыта социально-полезной и профессиональной деятельности.
       Исходя из вышесказанного, а также в зависимости от осознанности, активности и устойчивости, на основе качественно-количественной характеристики выделяем три уровня гражданской культуры будущих учителей: низкий уровень (проявление гражданской осведомленности); средний уровень (наличие гражданской грамотности); высокий уровень (устойчивая гражданская культура).
       Проведенный эксперимент показал, что предлагаемые пути совершенствования гражданского воспитания студентов педагогического вуза достаточно эффективны. Доказательством служат полученные результаты, а именно то, что более половины студентов экспериментальной группы достигли высокого уровня гражданской культуры.
       Однако необходимо заметить, что именно единство и единовременность реализации предложенных путей совершенствования гражданского воспитания будущих учителей позволяют добиться высоких результатов. Обозначенные пути представляют собой целостную систему и предлагают по-новому подойти к решению весьма важной социально-педагогической проблемы нашего государства. Описанная стратегия совершенствования гражданского воспитания будущих учителей, на наш взгляд, призвана оказать глубокое воздействие на всю систему организации воспитания в российских вузах, и дать по-настоящему высокий социально-педагогический эффект.



ftp://lib.herzen.spb.ru
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты