Гражданином быть обязан!

Методический портал

Педагогические инновации 
в гражданском образовании школьников за рубежом.


Аксенова Эльвира Айсеновна, 
докт. пед. наук, профессор, 
зав лабораторией изучения зарубежного опыта ИСМО РАО.


       Современные развитые страны, достигшие высокого уровня экономического развития, сформировали у молодежи чувство экономической защищенности, и на этой основе большего уважения к правящей элите. Проведенный среди молодежи разных стран опрос о том, какие цели в стране должны быть достигнуты на ближайшее десятилетие, выявил наиболее приоритетные из них. К ним относятся: 
  1. Поддержание высокого уровня экономического роста. 
  2. Создание гарантии, что эта страна обладает достаточной оборонной мощностью. 
  3. Понимание того, что люди должны больше говорить о том, каким образом решаются проблемы их трудовой деятельности и жилищные проблемы. 
  4. Стремление сделать города и пригороды более красивыми. 
  5. Поддержание порядка в стране. 
  6. Предоставление гражданам больше возможностей для высказываний по важным правительственным решениям. 
  7. Борьба с ростом цен. 
  8. Защита свободы слова. 
  9. Стабильная экономика в стране. 
  10. Стремление к созданию менее равнодушного и более гуманного общества. 
  11. Движение к обществу, в котором убеждения дороже денег. 
  12. Борьба с преступностью. (Inglehart P. 1995. Value change in global perspective. Ann Arbor, MI, University of Michigan Press). 

Перечисленные выше цели, как видно из их содержания, отражают гражданскую позицию молодежи разных стран. Не случайно молодежь многих стран, волнуют такие вопросы, как желание участвовать в управлении страной (6 цель); защита свободы слова (8 цель); стремление к созданию более гуманного общества (10 цель); движение к обществу, в котором убеждения стоят дороже денег (11 цель). 

Последние десятилетия характеризуются наибольшей активностью государств в области гражданского образования подрастающих поколений. Об этом свидетельствует Декларация конференции глав государств и правительств (1997), в которой ярко выражена озабоченность состоянием демократической культуры и гражданского воспитания молодежи. «Главы государств и правительств, говорится в декларации, - постановили инициировать образование для демократического гражданства с целью повышения осознания гражданами их прав и обязанностей в демократическом обществе, активизируя уже существующие сообщества». 

На основе документов этой конференции Совет Европы разработал программу «Образование для демократического гражданства». Эффективное гражданское образование включает в себя:
- знания (о правах человека, государстве, обществе и т.п.);
- умения (критически мыслить, анализировать, сотрудничать с другими людьми);
- ценности (уважение к правам других, толерантность, нравственная устойчивость и др.);
- навыки демократической культуры в школе и окружающем социуме. 

В документах Совета Европы чаще используется термин «гражданское образование», которое рассматривается как процесс подготовки молодежи к ответственному участию в демократии, основанной на уважении прав человека, равенстве, плюрализме, справедливости. 

В настоящее время в практике гражданского воспитания демократического общества накоплен значительный опыт. Практически во всех европейских странах разработаны программы по гражданскому образованию. Гражданское образование вводится в содержание школьного образования в качестве отдельного школьного предмета или факультатива. Оно выступает под различными названиями: «граждановедение», «гражданские отношения», «человек и общество», «политическое образование». Основу этих программ составляют знания об обществе и человеке, которые помогают школьникам подготовиться к жизни в современном обществе. 

Наряду с программами по гражданскому образованию, ученые-педагоги разных стран призывают к созданию в школе условий, способствующих воспитанию у школьников гражданских качеств. Возникла необходимость вооружения их навыками, наиболее востребованными в изменяющемся обществе (Хюсен Т.). К ним следует отнести способность самостоятельно добывать знания, критично относиться к различным мнениям и убеждениям, выработать в себе эстетическую позицию, в противовес к низкопробной культуре шоу-бизнеса. «В наше время, - пишет Т.Хюсен, известный шведский педагог-гуманист, важнее разбираться в человеческих проблемах, более ответственно отнестись к свободному времени молодежи, для того, чтобы молодые люди могли реализовывать его с пользой, ибо оно в будущем заполнит большую часть сознательного бытия». «Школа должна стремиться к тому, чтобы воспитать молодежь в духе культуры мира между народами, что является главной предпосылкой для предотвращения мировой катастрофы. При этом содержание и организация школьного образования должно быть подчинено задаче огромного нравственного потенциала: формирование человека-гражданина, интернационалиста и гуманиста. Тем более, что горизонт восприятия молодежи расширился до масштабов мира» (Т.Хюсен. Образование в 2000 году. М., 1977, с 79.). 

Гражданское воспитание личности ориентировано и на развитие у детей такой способности, как умение пользоваться свободой. Оно, по мнению французского ученого-педагога М.Крозье, должно стоять в центре современного образования. Развитие свободы является наиболее универсальной тенденцией эволюции современных обществ. Этому можно только радоваться, но не нужно забывать и о том, что одновременно увеличивается бремя свободы. С этой позиции «неприкаянная» молодежь представляет собой одну из фундаментальных проблем нашего времени. Проблемы, связанные с наркотиками и молодежной преступностью, тесно переплетены с трудностями ответственности, налагаемой свободой (М.Крозье. Народное образование: Бессилие системы// Высшее образование в России, 1998, №2,с.141). 

Благодаря введению в школах США новой отрасли знания - «Граждановедение», учащиеся 17-18 лет показали хорошие знания уголовного и гражданского законодательства (82%); общего гражданского права (80%); государственных и местных органов власти (66%); знание теории (43%); политических партий (55%); знание структуры и функций правительства США (59%). (Prospects, vol. XXVI, no 4, December 1996, p .47). 

Эти данные были представлены отчетом Национальной проверки развития образования США (National Assessment of Education Progress, NAEP) о состоянии преподавания граждановедения в 12-х классах средних школ в конце прошлого столетия. В отчете было отмечено, что учащиеся способны отличить политические аспекты от неполитических. Учащимся были заданы 150 вопросов с ответами по выбору по следующим темам: а) принципы демократии и задачи правительства; б) политические институты; в) политические процессы; г) права, обязанности, законы. Учащиеся оказались более осведомленными в вопросах касающихся структуры правительственных учреждений, прав и обязанностей граждан и совсем незначительно осведомленные о политических партиях. Выпускники школ не знают (лишь около 40% правильных ответов), как выдвигается кандидатура на пост Президента США и даже то, что эта процедура устанавливается политическими партиями. Выпускники школ должны понимать, считает профессор Рочестерского университета Richard G . Niemi , что партии и группы по интересам образуются для того, чтобы развивать и защищать разрешенные законом разные точки зрения – дающие преимущество иногда большим группам населения, а иногда узким корпоративным интересам, - они будут лучше подготовлены к пониманию и оценке политических процессов и к участию в них. Учащиеся должны понимать содержание политики, - то, что понятие политики включает в себя конфликтные ситуации и их разрешение. Выпускники школ должны иметь понятие об ограниченной и неограниченной государственной власти общественной жизни как противоположности частной жизни, федерализме, представительном правлении и т.д. Было бы полезно, отмечает Ричард Дж. Ними, если бы школьники на уроке знакомились с альтернативными формами организации государства, в том числе президентской и парламентской системой правления, двухпартийной и многопартийной системой, коалиционными правительствами и т.д. Учащиеся также должны познакомиться с принципами организации и ценностями политической системы своей страны, а также понимать, в каком направлении оно развивается и изменяется. Прочное знание основ теории государства и разнообразных форм организации и управления обществом могут дать выпускникам более четкое понимание преимущества государственной системы страны, в которой они живут. Осознание ценностей и принципов, на которых основывается система государственной власти в стране, может способствовать воспитанию ее убежденных приверженцев. 

В целом же, проверкой установлено, что уроки граждановедения влияют на познания учащихся. Причем в разных странах этот процесс осуществляется с позиций разнообразных подходов. 

В Великобритании в школьное обучение введены факультативы по гражданскому образованию. С 2000 года гражданское образование стало в Великобритании обязательным. Уроки гражданства в Великобритании являются обязательными для учащихся 11-16 лет. С 2002 года стал частью школьного учебного плана предмет «Права и обязанности гражданина». Главное внимание на уроках по этому предмету уделяется тому, что означает быть жителем Великобритании, а также таким ценностям, как толерантность и правосудие. Учебный план включает:
- разнообразие и происхождение национальной, региональной, религиозной и этнической идентичности в Великобритании;
- юридические и человеческие права и обязанности, система правосудия по криминальным делам;
- центральное и местное правительство, форма правительства, избирательная система и голосование;
- роль средств массовой информации;
- мировое сообщество, разрешение конфликтов;
- права и обязанности потребителей, работодателей и служащих;
- связи между Великобританией и Европейским Союзом, Содружеством англоязычных государств и ООН, глобальная взаимозависимость и непрерывное развитие. 

Согласно учебному плану, ученики должны научиться:
- рассуждать о политических, духовных, моральных, социальных и культурных проблемах и событиях;
- высказывать свое мнение о происходящих в стране событиях;
- принимать участие в школьных мероприятиях, организуемых содружеством местной общественности (http//www. timesonline. co.uk). 

Между тем, в Министерстве Образования Великобритании отмечают, что преподавание этого предмета не вполне удовлетворительное, ибо учителя уклоняются от таких вопросов как иммиграция или расовое, религиозное или этническое разнообразие, где «малое количество знаний может быть опасным». Таким образом в течение 2006-2007 годов планируется подготовить 1200 новых учителей предмета «Права и обязанности гражданина» (http//www.telegraph.co.uk). 

Практический опыт формирования гражданина достаточно показателен в странах Северной Европы. К примеру, опыт интерактивных образовательных проектов в Нидерландах, в которых внимание акцентируется не столько на передаче знаний, сколько на практическом обучении. Рациональное зерно этих проектов заключается в том, что:
- учащиеся на собственном опыте познают процесс выработки решений, особенно когда присутствуют интересы, противоречащие друг другу, (речь идет об умении принимать участие в выборных кампаниях); интерактивные проекты предусматривают участие школьников в таких процессах, когда требуется взвешивать все аргументы «за» и «против»;
- интерактивные проекты позволяют школьникам научиться формулировать политические требования и проявлять интерес к проблемам общественной жизни;
- интерактивный подход предполагает проявление энтузиазма школьников, так как всё, чему они научатся, будет усвоено на основании их собственного опыта и позволит им лучше осознать собственные интересы и свою роль в обществе. 

Среди этих проектов можно назвать проект «Найди свое место в политической жизни города, в котором живешь» и ряд других. 

Во многих странах возрос интерес к вопросам преподавания прав человека в школе. Оно нацелено на осознание учащимися всеобщих прав и свобод человека и на подготовку учащихся к защите этих прав в условиях демократического общества. 

Среди различных подходов в обучении учащихся правам человека можно выделить:
- исторический подход; он сосредоточен на изучении прав человека в историческом аспекте;
- реконструктивный подход, в основе которого лежит идея через знания прав человека преобразовывать окружающий мир (умение осуществлять социальные перемены);
- ценностный подход, в котором права человека рассматриваются как система взаимосвязанных поведенческих ценностей (личная свобода, участие в жизни демократического общества, равные возможности, достоинство личности, устойчивое окружение) (Болотина Т.В. Гражданское образование как актуальная проблема современной школы // Мир образования, 2001, № 2, с. 30). 

Между тем, разнообразные программы по обучению правам человека остаются до сих пор не признанными многими европейскими школами. 

Гражданское образование включает и воспитание в духе мира. Это направление возникло в мире в последние десятилетия. Одной из программ конца ХХ века стала «От культуры войны к культуре мира» ЮНЕСКО, нацеленная на противопоставление насилию свободы, достоинства человека, равенства и решения проблем посредством диалога и переговоров. 

Во многих странах действуют специальные программы по воспитанию культуры мира. В Германии оно рассматривается как часть антивоенного движения, как обучение в духе взаимообогащения культур. Оно предполагает обучение детей умению жить в конфликтном мире, умению разбираться в сложных ситуациях без применения силы, активно поддерживать мир на Земле. 

В Северных странах Европы разработаны программы по воспитанию у детей толерантности в условиях проживания в этих странах большого количества мигрантов. 

Образование сегодня должно признать каждую из четырех сторон, обозначенных в Докладе Ж.Делора: Учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе и учиться быть (Jacque Delors, et al., “Learning: the treasure within”. Paris, UNESCO, 1996. (Report of the International Commission on Education for the Twenty-first Century.). 

Наиболее трудной является задача научиться сосуществовать друг с другом. Она требует решения ряда проблем и поиска путей наиболее эффективного решения. 

Первая проблема связана с культурой мира. Образование, как известно, играет далеко не последнюю роль в том, как в обществе формируются и распространяются убеждения, ценности, понятия, касающиеся многих сторон нашей жизни, включая вопросы войны и мира. Следовательно, речь идет о том, чтобы одной из важнейших целей образования стало распространение идей, способствующих укреплению мира на планете. Исследования в области образования показали, что учебные программы и методы преподавания, которые использовались перед Второй мировой войной, в действительности поощряли расизм и милитаризм. Мы не всегда осознаем, чему учим детей в школе, и что они узнают за ее пределами, - считает Дж.Даниел, президент Американского Открытого университета, отмечая главные задачи обучения детей в ХХ1 веке (Prospects, vol. XXXI, no 3, September 2001). Особого внимания заслуживают взаимоотношения между людьми, распространяемые в СМИ, представлений, бытующих в семье и в школе. При этом формальное образование можно использовать для противостояния насилию, распространенному в обществе. Но в этом случае необходимо спрогнозировать будущие взаимоотношения семьи и школы, для того чтобы не было негативных последствий. 

Вторая проблема установления устойчивого мира на планете связана с необходимостью овладения теми знаниями и навыками, теми ценностями, которые будут содействовать мирному сосуществованию в ХХ1 веке. Программа действий 46 сессии Международной конференции ЮНЕСКО, проводимой в Женеве, Нью-Йорке и ЮАР, уделила особое значение обучению «жизненно необходимым навыкам». Речь идет о развитии у подрастающих поколений способности справляться с проблемами повседневной жизни, особенно с трудностями в выборе решения и возникающей вследствие этого личной ответственности за такой выбор. А это означает, что в школьной программе должны превалировать те дисциплины, которые будут нацелены на совершенствование у школьников умений жить вместе, жить в мире, преодолеть предрассудки и стереотипы, мешающие мирному сосуществованию разных людей и народов. 

Третья проблема касается требований к учебным заведениям, чтобы они лучше готовили молодежь к жизни вместе, на основе определенных ценностей. Но, как известно, школа не может функционировать обособленно от общества. Она выполняет задачи общества, и, следовательно, необходимо сотрудничество самых широких кругов общественности, всех слоёв общества, а также поддержка политического руководства страны. 

Четвертая проблема касается информационно – коммуникационных технологий, которые дают многообещающие возможности для организации образовательного процесса в школе. Телевидение уже давно является средством обучения в школе. Но речь идет о том, как будет использоваться ИКТ в школе для достижения мирного сосуществования на планете, и в частности, в конкретной стране. Какую информацию будут нести ИКТ? Будут ли они полезными инструментами для достижения данной цели? 

Пятая проблема касается вопроса о том, кто будет ответственен за образовательные программы в школе, нацеленные на развитие умений мирного сосуществования. Зачастую это вменялось в обязанность либо общественным деятелям, либо религиозным организациям. В последние десятилетия возросло осознание важности мобилизации и сплочения всех социально активных сил, участвующих в решении проблем образования, включая и проблемы, связанные с программой обучения. 

Шестая проблема касается масштаба развития принципа «учиться жить вместе». Во все более глобализированном мире взаимоотношения между странами и народами не ограничиваются отношениями с ближайшими соседями. Достоинства хорошего гражданина отличаются добрым отношением к народам, живущим в далеких странах, где возможно человек никогда не был и не будет. Экологическое образование, является важным компонентом принципа учиться жить вместе, ибо действия на одном конце планеты могут отозваться на другом. Отсюда речь идет и о беженцах, жертвах войн, или пострадавших в результате несоблюдения прав человека. Лозунг «мыслить глобально - действовать локально» сегодня актуален и более эффективен при содействии информационной сети Интернет. Всемирная паутина объединяет сегодня миллионы людей, которые принимают активное участие в судьбе мира на Земле. 

Седьмая проблема касается того, как мы понимаем значение конфликта и его преодоления, а также восприятия культурных традиций и имеющихся различий каждой нации и народности. Мы должны, считает Дж. Дэниел, учиться принимать отличие других людей от нас, и тот факт, что люди вряд ли захотят себя изменить только для того, чтобы доставить нам удовольствие. Учиться жить вместе подразумевает право людей оставаться этими самыми «другими». Таким образом, образование в своей глобальной стратегии призвано решить проблемы расизма, ксенофобии и дискриминации, принимать активное участие в построении мира и справедливости в информационном обществе в эпоху глобализации. Очевидно, что речь идет о воспитании личности новой формации – гражданина мира, готового к транснациональной коммуникативности и межкультурному диалогу. 

Предпосылкой к этому стали участившиеся во многих странах внутренние военные конфликты, возникшие на религиозной, культурной и этнической почве. В этих ситуациях налицо отсутствие социального единства, гражданственности, но даже в тех странах, где не ведутся открытые военные действия, также не наблюдается социальной сплоченности. В многонациональных обществах, какими стали не только страны Юго-Восточной Азии, США или африканского континента, но и Евросоюз, зачастую происходят антиобщественные движения на почве ксенофобии, шовинизма и расизма. Исходя из этого, подготовка молодежи к жизни в условиях культурного многообразия окружающего мира становится одной из важнейших задач на современном этапе. Всё это происходит не случайно, а на фоне глобализации, когда нивелируются все прежние культурные традиции, обнажаются противоречия в понимании культурных феноменов, между глобальными и локальными формами культуры. Отсюда не случайно, новый академический предмет - воспитание гражданственности введен в большинстве стран мира. Этот предмет, который в зависимости от приоритетов, традиций и имеющихся возможностей (обществоведение, воспитание гражданина, культура) называется по-разному, преподается обычно как отдельный предмет в средней школе, а в некоторых странах включен в учебную программу начальной школы. 

В таких странах, как Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Венгрия, Литва и Украина в дополнение к этому самостоятельному предмету применяется подход, при котором тема воспитания гражданственности пронизывает весь учебный план. Это обычно выражается в том, что она включается в учебный курс по истории, психологии, этике, религии, социальным наукам, географии и экономике. Воспитание гражданственности, таким образом, обогащается благодаря вкладу преподавателей разных дисциплин, работающих в рамках целостного подхода и взаимосвязи разных учебных предметов (Birzea C. 1994. Educational policies of the countries in the transition. Strasbourg. Counsil of Europe Press.). 

Новый учебный предмет обычно преподают учителя по социальным наукам, большая часть которых была подготовлена до 1989 года. Для преподавания предмета «Граждановедение», считает С.Бирзеа, было подготовлено мало учителей. Отсутствие первоначальной подготовки в особенности широко распространенной переподготовки по предметам, связанным с новым взглядом на воспитание гражданственности – это серьезный недостаток, который должен быть обозначен как приоритетный вопрос при формировании политики в области образования. Тем более что речь идет о воспитании демократической гражданственности. И для того, чтобы осуществить демократические преобразования в стране, необходим новый подход к воспитанию гражданственности, новый вклад в образование юных граждан страны. 

Сегодня стремление всех бывших социалистических стран к демократическим преобразованиям связано с необходимостью основательного изучения такого понятия как «демократическая гражданственность». Чтобы направить страну по этому пути, следует осуществить кардинальные преобразования в системе образования. Именно образование может внести тот вклад, который будет содействовать более быстрому и успешному культурному переходу к демократии.




Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты