Гражданином быть обязан!

Методический портал

К проблеме нравственного воспитания граждан
в диалоге Платона «Государство»


М.И. Миронова


        Рассмотрение проблемы нравственного воспитания в диалоге Платона «Государство» представляется актуальным. Его главной темой является определение одного из понятий этики — справедливости. По мнению Платона, вопросы воспитания — это вопросы философии. В этом диалоге великий античный философ предстает перед нами не только как философ, но и как учитель молодежи, граждан, выдвинувший в ответ на запросы времени детально разработанную концепцию воспитания личности.

     И до Платона важное место в исследованиях древнегреческих философов занимали проблемы человека, его нравственная оценка происходящих событий, его место в обществе, так называемая практическая философия, которая должна была помочь человеку в выборе правильной линии поведения [1]. Специфику морали они видели в жизненной мудрости и в практическом навыке поведения [2]. Нравственность человека, его добродетели рассматривались в тесной связи с космосом, полисом и «этосом».

     Но в общественной психологии и социологии платоновского времени нарождается острая потребность в выработке новых нравственных идеалов общества и человека. Платон является одним из мыслителей, разрабатывавших эти идеалы.

     Проблема нравственного воспитания в диалогах Платона, которые в его времена были формой обсуждения вопросов мышления и мировоззрения, сравнительно мало исследована в философской литературе. Необходимо отметить, что ею занимались преимущественно педагоги [3], причем в специфически педагогическом плане.

     Платон пытается показать, каким должно быть совершенное общество, общежитие людей в полисе, их воспитание и взаимоотношения друг с другом. Платон описывает модель идеального государства, государства-утопии, подвергая при этом критике существовавшие в его времена типы правления. Современную ему действительность философ рассматривает как негативную, отступающую от старых, верных традиций. Платон считает, что во времена Кроноса существовал «золотой век», рецепты возрождения которого он и пытается дать гражданам в своем трактате.

     В государстве имеется четкое разделение труда, частной собственности, взаимоотношения между демосом и аристократией. Платон говорит: «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу, одно государство бедных, другое государство богатых» [4].

     Государством Платона управляют немногие, так называемые наилучшие правители-просветители, и в отличие от демократии, где правителем может стать каждый гражданин полиса, у Платона в его утопии государством управляют только те граждане, у которых для этого имеются природные задатки, предварительное долгое обу­чение и воспитание. И этот принцип, по его мнению, может сплотить всех граждан полиса.

     Все население в таком государстве разделено Платоном на три сословия: правители-философы, воины-стражи и демиурги. Платон приходит к выводу, что если государством будут управлять подготовленные правители-философы, то и боги с неба будут давать им из мира идей принципы правления. В целом эти три сословия со­ставляют, по его мнению, гармоническое сочетание. За основу разграничения Платон взял различие между людьми согласно их врожденным свойствам. В основании идеального общественного строя лежит принцип успешного разделения труда и, следовательно, гармонического сочетания потребностей разных сословий.

     Давая нравственную оценку каждому из трех сословий, Платон дифференцированно наделяет их определенными нравственными качествами. Для правителей-философов самым ценным качеством является мудрость, для стражей-воинов — мужество, для демиургов — умеренность, сдерживающая сила. Само же государство и форма правления наделены высшей нравственной добродетелью — справедливостью.

     Платон считает, что пока государством не будут управлять философы, подготовленные правители, будет существовать и зло, несправедливость. Оно будет торжествовать до тех пор, пока государственная власть и философия не сольются в одно целое. «До тех пор ни для государства, полагаю, ни для человеческого рода нет конца злу» [5]. Платона очень тревожит мысль о том, что если управление государством попадет в руки демоса, тогда бедные и неимущие добьются доступа к общественным благам, рассчитывая «урвать себе оттуда кусок, тогда не быть добру» [6]. Как истинный аристократ, предки которого занимали высшие места в могущественнейших Афинах (по линии матери род идет от законодателя Салона, а по линии отца — от отдаленного потомка царя Кодра), Платон открыто выступает выразителем интересов рабовладельческого класса. Ведь в его утопии правители-философы не участвуют в создании материальных благ, не занимаются полезной трудовой деятельностью. Трудиться и создавать материальные блага — это удел третьего сословия.

     Воспитание и образование молодежи он делит на ряд этапов применительно к тем задачам, которые предстоит выполнять лицу в том или ином сословии. Дети младшего возраста — от одного до семи лет — воспитываются в специальных школах. По его мнению, семейное воспитание портит душу ребенка, оно делает его слишком изнеженным и наделяет нравственными пороками. На первой ступени воспитание и образование сводятся у мыслителя к мусическому и гимнасическому. Платон считает, что существует врожденность морального сознания, на которой и должно строиться воспитание личности. Вот как он говорит в связи с этим: «Есть в нас в известном смысле с детства справедливость и прекрасное, под их влиянием мы воспитывались, как бы под влиянием родителей, повинуясь им и уважая их. Правда, нам врождены и инстинкты обратного порядка, но с ними нужно бороться, чтобы воспитывать чувство необходимости повиноваться законам» [7]. Платон характеризует душу не слишком доброй и не слишком злой. По его мнению, природные данные индивида играют существенную роль. Поэтому он наделяет душу следующими свойствами: разумными, аффективными и вожделеющими — «другом удовольствий и наслаждений». Эти качества, по Платону, нам даны богами, но их можно совершенствовать путем воспитания, образования и придания идеям философского содержания.

     У Платона воспитание и образование распространяются на детей из среды стражей-воинов. Согласно природным данным они делятся на золотых, серебряных и железных. К золотым и серебряным относятся дети из среды' философов и стражей. Платон выступает против того, чтобы дети третьего сословия (т.е. «железных» родителей) получили высокое образование и воспитание и стремились к лучшей жизни, переходили из одного сословия в другое. Богатство не должно находиться в руках третьего сословия, так как богатство ведет к лени и роскоши, но и бедность, которая ведет к  раболепству, не должна быть его уделом. Во всем необходима «мера». Третьему сословию — земледельцам, ремесленникам и торговцам — Платон не симпатизирует, его симпатии явно на стороне философов и воинов. Третье сословие у него наделено только одной добродетелью — просветленной сдержанностью. О рабах в «Государстве» почти ничего не говорится. Философ выступал против частной собственности воинов (стражей) на движимое и недвижимое имущество, рабов. Их дети, жены и вся собственность должны находиться в ведении государства. Платон считает, что частная собственность, золото, серебро, деньги будут отрывать стражей от их основной обязанности — защищать города от врагов, так как им придется все свое внимание сосредоточивать на преумножении личного богатства.

     В предложенной Платоном модели воспитания и образования существует государственное, бесплатное обучение. По установившейся традиции в Древней Элладе философы обучали детей и молодежь бесплатно.

     В дошкольном воспитании и образовании дети прежде всего осваивают мифы и сказки. С 8 до 18 лет они обучаются в гимназиях мусическому (благо для души) и гимнасическому (благо для тела) образованию. На первой стадии обучения в гимназиях молодежь обучается совместно, но затем начинается дифференцированное обучение согласно классовому разделению общества. Платон считает, что женщины и девушки могли бы постигать мусическое и гимнасическое искусство наравне с юношами. В Древней Спарте девушки принимали участие в Олимпийских играх наряду с юношами, следовательно, они могли также наравне с юношами участвовать в защите города от врагов. Идеал грека — сильный и выносливый боец, мужественно сражающийся с врагами. На следующей ступени образования и воспитания идет уже строгий отбор молодежи. Учащиеся, проявившие особые знания и добродетель, в дальнейшем поступают на первую ступень высшего образования, где обучение продолжается от 19 до 30 лет. На этой ступени образования преподается математика. Математические дисциплины развивают стройность логического мышления. Этот путь ведет к изучению диалектики, которое дает высшее благосозерцание божественных идей. На второй ступени высшего образования одаренные юноши изучают философию.

     Юноши, которые хотят получить философское образование, будут стремиться к мудрости во всем ее объеме, а не к отдельной части, в своей охоте к обучению они ненасытны и поэтому с удовольствием будут воспринимать всякую науку, при этом они с юных лет будут чувствовать влечение к истине, а ложь будут ненавидеть. И чем больше внимания они будут уделять науке, тем больше они будут наслаждаться истинным душевным счастьем, отвлекаясь и воздерживаясь от чувственных удовольствий, не будут проявлять жадность, так как, отказавшись от земных благ, им не придется тратить деньги. Благодаря возвышенности их образа мысли и созерцанию сущности вечных предметов они не будут считать жизнь на земле страшной и им не будут присущи такие пороки, как трусливость, жадность, несправедливость.

    Философия ведет к высшей цели — постижению истины. И от истинных знаний человек получает подлинное удовольствие. Именно в изучении философии Платон видит средство стать нравственной личностью. В философии, ее изучении можно достичь вершин воспитания и образования, приобщиться к миру идей, а душа человека, следуя за своим философским началом, не будет подвержена противоречивым состояниям.

     Философ высоко ценил искусство как средство нравственного воспитания, которое оказывает эмоциональное влияние на подрастающее поколение, на все слои общества. Для Платона красота — это струны, при помощи которых в глубь человеческой души проникает прекрасное, доброе. Душа каждого человека становится пре­красной, и появляется желание служить на благо государства. И в зависимости от того, каким будет искусство, какие нравственные идеалы оно проповедует, зависит и формирование личности. По его мнению, формы искусства должны укреплять в юношах и девушках такие нравственные качества, как мужество, стойкость, чувство меры, дисциплину, повиновение старшим и богам. По этой причине правители полиса должны уделять неослабное внимание лирике, поэзии, музыке и танцам. Искусство, поэзия, мифотворчество должны быть подчинены задачам гражданского воспитания. Подчинение справедливому порядку общественного строя — высшая форма добродетели. Отсюда вытекает необходимость показывать богов только нравственными, дела и поступки их — достойными подражания. Платон требовал, чтобы была установлена строжайшая цензура за творцами мифов: « ...если их произведение хорошо, мы допустим его, если ж нет — отвергнем» [8].

     По мнению Платона, большое влияние на нравы стражей оказывает музыка. Гармония делает стражей уравновешенными, хотя и не сообщает им знания, ритм придает их действиям последовательность. При этом мыслитель приходит к выводу, что характер пения очень тесно взаимосвязан с положительными или отрицательными движениями души индивида. Музыка является полезным средством для исследования красоты и добра [9]. Философ был против ионийской и лидийской музыки, так как считал, что эти виды музыки ведут юношу и девушку к изнеженности, неге, распущенности. Молодежь должна слушать фракийскую музыку, которой присущ простой, му­жественный и строгий характер. В качестве иллюстрации этого положения Платон приводит ситуацию воина, раненного на поле боя, или человека, терпящего трудности в жизни. Для воина, который защищает полис от внешних врагов, очень важна музыка мужественная, помогающая переносить боль, страдания и несчастья, преодолевать трудности в личной жизни [10].

     Нравственное воспитание у Платона тесно переплетается с религиозным. Философ приходит к выводу, что нравственному обществу нужны высоконравственные боги. И с самого раннего детства няни обязаны рассказывать детям высоконравственные сказки, мифы, в которых боги выступают перед ребенком прекрасными, муже­ственными, добрыми, старающимися нести людям благо. Ни в коем случае детям не следует внушать, что и боги могут обладать пороками, совершать непристойные поступки, быть сварливыми по характеру, мстить за обиду. Так, говоря об эпических произведениях Гомера, философ критикует его за то, что бог у него смертен. Платон возмущен трактовкой образа Зевса, имеющего сосуды, из которых он дает людям то зло, то добро. А у Платона бог вечен и нравственно совершенен. Бог приносит людям только добро и не может совершать неблагопристойных поступков и быть объектом злословия, шуток, смеха.

     Нравственно-философские взгляды Платона оказали огромное влияние на последующее развитие философии. Идеи и мысли Платона развивались его учениками, самым выдающимся из которых был Аристотель.

 

 ПРИМЕЧАНИЯ: 


[1]   См.: Тахо-Годи А.А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков // Искусство слова. М., 1973. С. 306—314.

[2]   См.: Дробницкий O.Г.. Понятие морали. М., 1974. С. 23.

[3]   См.: Журавский Г.Е. Очерки по истории античной философии. М., 1956; Свадсковский И.Ф. Платон и древнегреческое воспитание // Педагогическое образование. 1936. № 4; Рубинштейн М.. Педагогические идеи Платона // Вопросы философии и психологии. 1914. Кн. 124(4). Сен.—окт.; Новосадский Н.И. Педагогические идеалы Платона // Варшавские университетские связи. 1904. № 1.

[4]   Платон. Государство, 422—423 // Платон. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1971.

[5]   Там же. 521.

[6]   Там же. 473. 

[7]   Там же. 538—539.

[8]   Там же. 377 б.

[9]   Там же. 531.

[10] Там же. 399.



Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты