Гражданином быть обязан!

Методический портал

Историко-акмеологические предпосылки 
исследования проблемы гражданского воспитания 
в России

А.М. Князев

       Гражданское воспитание в значительной мере обусловливается конкретно-историческими, социально-экономическими и политическими условиями жизнедеятельности государства и общества на каждом этапе его развития.
       Концептуальное становление педагогической системы гражданского воспитания имеет длительную историю, в которой по основанию изменения акцентов в трактовке такого воспитания (расширение, сужение, определение, добавление, переориентировка основных векторов отношения человека к государству и др.) выделяется 13 исторических этапов (периодов): 
       1-й этап: V–VII – X в.– от раздробленности славянских племенных и догосударственных территориальных образований, построенных на основе «воинской власти» (по Н.М. Карамзину), до начала становления государственности Руси в связи с принятием христианства и заимствованием при этом государственной культуры Византии, стран Причерноморья и Прибалтики. Данный этап характеризуется принуждением россиян к объединению, насаждением и внедрением идеи государственности в сознание людей на основе заимствования религиозно-государственной идеологии развитых государств.  
       2-й этап: X – XV в. – от начала становления государственности и сохраняющейся при этом раздробленности и междоусобицы славянских племен до окончательного объединения русских земель под предводительством Ивана III (1462–1505) и создания предпосылок для превращения московского княжения в сословно-представительскую монархию, с опорой на дворянство и горожан.
       На данном этапе отмечается изначальное становление религиозно и государственно-ориентированного воспитания граждан, сопряженного с воспитанием преданности, терпимости и покорности государю и Церкви. Отмечается проявление и нарастание заинтересованности определенных групп граждан в сохранении и развитии государства (знать, торговцы и ремесленники). На данном этапе у них проявляется качество, которое мы трактуем как «гражданственность». 
       3-й этап: XV – XVII вв. – от объединения русских земель и создания первых законодательных государственно-гражданских установлений для всей территории государства до создания военно-бюрократической монархии Петром Великим, ориентированным на преодоление общей отсталости страны и строительство цивилизованного государства с соответствующим гражданским законодательством.
       На данном этапе проявляется и насаждается культ служения государству и повиновения государственной власти монарха. Все воспитание направлено на формирование готовности честно и добросовестно служить государству и государю. При этом воспитание носит классовый характер. 
       На данном этапе отмечается усиление гражданского воспитания чиновничества, служилых людей. Оно предполагает формирование готовности к безусловному соблюдению и выполнению гражданских обязанностей, а также беспрекословное подчинение воле государственной власти из чувства долга. 
       4-й этап: XVII в. – 1762 г. – от строительства гражданского законодательства России Петра Великого и развития государства как грозной силы и карательного учреждения до «Наказа» (1762) Екатерины II, в котором впервые обозначен идеал гражданина, а само правление императрицы способствовало пробуждению национального самолюбия, просвещенного патриотизма россиян, становлению первичных демократических основ государственного строительства, послуживших основанием разрушения крепостничества.
       Воспитание граждан в данный период носит классовый характер и дифференцировано по задачам. Для низших классов оно представляет воспитание покорности и преданности, в то же время для средних и высших классов общества воспитание предполагает служение и преданность на основе общей религиозности. Вместе с тем нельзя не отметить первые, пусть едва заметные, ростки личностно-ориентированной гражданской идеологии.
       5-й этап: 1762 – 1861 гг. – от попыток Екатерины II привнесения прогрессивных европейских государственных и гражданских демократических традиций в Россию до реформ и отмены крепостного права Александром II, что послужило мощным стимулом развития государства и государственности.
       Общие тенденции гражданского воспитания низших слоев не претерпевают существенных изменений, в то же время средние и высшие классы общества, наряду с воспитанием служения и преданности власти, впитывают демократические идеи просвещения, что формирует противоречивое столкновение государственно-ориентированной идеологии и начал демократизации общества. Гражданственность продолжает проявляться на данном этапе как качество граждан определенных сословий, социальных групп, заинтересованных в существовании и упрочении государства.
       6-й этап: 1861 – 1917 гг. – от отмены крепостничества до возникшего политического и социального кризиса в стране. Консерватизм неэффективного авторитарного правления государством царским правительством с последовавшими экономическими и политическими поражениями в войнах (1905 г., 1914–1916 гг.) привел к сложной экономической и политической ситуации и краху политической системы, трансформировавшемуся в революционную ситуацию и последовавшие затем революции (февральская, октябрьская) 1917 г., изменившие государственное устройство России.
       Гражданское воспитание граждан в данный период вошло в противоречие с изменившимися на основе экономического и политического развития государства и общества демократическими ценностями граждан, что способствовало нарастанию революционной ситуации в стране. Заинтересованные в прежнем государственно-правовом, идеологическом устройстве группы, классы и социальные слои общества, несущие в себе гражданственность как сформированное качество, были частично уничтожены, а частично покинули страну, не желая жить в другом государстве и служить другой власти (идеологии).  
       7-й этап: 1917 – середина 1930-х гг. – от реформирования государственного устройства, трансформации и упрочения новых гражданских ценностей на основе идей правящей партии во главе с В.И. Лениным (Ульяновым) до становления авторитарно-централизованного, воинствующего управления государственным и гражданским строительством, осуществляемым правительством И.В. Сталина (Джугашвили).
       На данном историческом этапе в обиходе часто используется слово «гражданин» как статусное. «Читайте, завидуйте, я гражданин Советского Союза». В конечном итоге наступательная коммунистическая идеология сформировала убежденность большинства граждан в социально-демократическом характере государственного образования и направленности государства на интересы граждан, что сформировало преобладающую в обществе государственно-ориентированную гражданственность. В большинстве своем граждане активно и самоотверженно включились в социалистическое и коммунистическое строительство.
       8-й этап: середина 1930-х – 1953 г. – противоречивый период авторитарно-централизованного, воинствующего управления государственным и гражданским строительством в советской России при декларативности интересов общества и социально ориентированной идеологии. Вектор гражданственности абсолютного большинства граждан в данный период доминантно ориентирован на государство, государственность, государственную политическую власть. Вся идеология и воспитание ориентированы на утверждение и стимулирование государственно- и политически ориентированной гражданственности. Во многом упрочению и развитию гражданственности и объединению граждан способствовала Великая Отечественная война советского народа (1941–1945) и необходимость активного послевоенного строительства.
       9-й этап: 1953 – конец 1960-х гг. – период «оттепели», снижение централизации и ослабление авторитаризма в управлении государством, при сохранении всестороннего контроля правящей партии над государством и государственностью. Сохранение направленности вектора гражданственности на государство, государственность и политическую власть при нарастании осознания в обществе декларативности социальной позиции власти, противоречивости ее политики относительно интересов граждан. Сохраняющаяся государственно-политическая направленность гражданственности обеспечивается нарастанием пропагандистской, политической и педагогической работы среди граждан на идеологической основе декларативной демократизации. 
       10-й этап: конец 1960-х – середина 1980-х гг. – период нарастания экономических и социальных проблем, сопряженных с включением страны в тяжелейшую для экономики гонку вооружений и противоборство на мировой арене со сверхдержавами. Формирование «железного занавеса», отделяющего социалистический лагерь и граждан от мирового сообщества, необходимого для сохранения в советском обществе «иллюзии демократии» и поддержания государственной ориентации граждан. Нарастание декларативности и увеличивающегося разрыва между интересами государственной правящей партийной элиты (номенклатуры) и гражданами приводит к размыванию гражданственности, формированию социального нигилизма, пацифизма и эгоизма. Гражданственность как направленность граждан на интересы государства в данный период времени с трудом обеспечивается на основе активного государственного и партийного идеологического воспитания граждан специально созданными структурами. 
       11-й этап: середина 1980-х – 1991 г. – кризис государственной и политической власти в России, нарастание во многом стимулируемых заинтересованными политическими кругами противоречий в стране и обществе привело к коллапсу государственной партийно-политической власти, проявившей неспособность сохранения контроля над развитием событий и как следствие приведшей к революционному перевороту в стране.
       Снятие идеологической завесы, общее напряжение общества, рассогласование декларативного и реального, идеологических штампов и реальной практики привели к стремительному расшатыванию уже не столь выраженной, как ранее, гражданственности. Воспитание, опирающееся на привычные идеологические штампы-стереотипы, не способствовало сохранению и воспитанию этого важного качества. 
       12-й этап: середина 1991 – 2000 гг. – сложный и противоречивый, во многом неуправляемый период трансформации государства и общества, приведший к распаду Советского Союза, к потере страной былого экономического могущества и как следствие, потере позиции на международной арене, но вместе с тем приведший к осмыслению политической элитой и представителями сформировавшихся государственных структур сложившейся катастрофической для судьбы государства и общества ситуации. 
       Отсутствие такого качества, как гражданственность, у граждан способствовало распаду страны. Воспитанные прежде всего в духе патриотизма, они не потеряли Родину, но потеряли государство, в котором, как показали события, не были заинтересованы и не выступили (за редким исключением) в его защиту. 
       Воспитание гражданственности, да и вообще воспитание граждан в России в данный период не популяризировалось и даже игнорировалось, за редким исключением в трудах наиболее дальновидных педагогов (Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов), которые практически не способны были повлиять на ситуацию в целом.
       13-й этап: середина 2000 г. по настоящее время – период преодоления возникшего кризиса в условиях нарождающейся государственности, строящейся на декларируемых демократических основах при сохраняющихся противоречиях и существующем спектре серьезных политических, экономических и социальных проблем.
       Данный этап характеризуется восстановлением системы воспитания граждан, возникшим вновь осознанием актуальной гражданственности при крайне слабых попытках создания подлинно независимого гражданского общества. При этом отсутствие современной научно обоснованной теории и практики развития гражданственности, целостного системного представления относительно данного качества вновь приводит к более понятной традиционной идее воспитания патриотизма, который не предполагает долга и ответственности за сохранение государства и реализацию гражданских прав и обязанностей, а также не соотнесен с актуальной идеей упрочения российской государственности. 
       В связи с этим проблема исследования гражданственности как сложного, междисциплинарного явления, социально обусловленного качества личности приобретает все более важное значение, и прежде всего в акмеологии как науке, предполагающей междисциплинарность исследования данного качества личности на пути к акме гражданственности – высшей ступени гражданской зрелости.

Литература
1. Князев А.М. Гражданственность личности. М., 2002.
2. Князев А.М. Воспитание гражданственности: В 2 ч. М., 2007.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты