Гражданином быть обязан!

Методический портал

Педагогические условия формирования 
гражданской позиции учащихся

М.В. Богомаз,
зам. директора по НМ и ОЗР средней школы №80, г. Челябинск

       Вопрос о гражданском воспитании учащихся и молодежи в современном обществе актуален всегда. Однако направления решения данной проблемы государство обозначило лишь в 2001 г. (Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.»).
На муниципальном уровне в Челябинской области гражданское воспитание проводится в рамках реализации городской целевой программы «Сыны Отечества» 2001 г. Как может решить эту проблему образовательное учреждение - школа?
Обратимся к некоторым понятиям:
       Гражданин (словарь С.И. Ожегова) - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
       Гражданин (учебник «Граждановедение», 5-й класс) - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
       Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
       Воспитание - процесс формирования духовных, нравственных, культурных ценностей общества у человека, группы лиц.
       Воспитанность — качество человека, отличающегося хорошим воспитанием, умеющего себя хорошо вести.
Исходя из данных определений, раскрываем взаимосвязь воспитания, гражданского воспитания и патриотического воспитания (рис. 1).

 








Рис.1

       Таким образом, гражданское воспитание включает в себя патриотическое воспитание (любовь и преданность к своему Отечеству), а самое является частью воспитания в целом.
       Каковы место и роль школь: в процессе формирования гражданской позиции учащихся? Рассмотрим схему на рис. 2.








Рис. 2.  Место школы в процессе формирования гражданской позиции

       Именно в семье (1-й уровень), человек (ребенок) усваивает те нормы, традиции, ценности, которые уже сформированы и оказывают огромное влияние на ребенка. Второй уровень - образовательные учреждения и собственно профессиональная деятельность человека-гражданина — это та социальная среда, в которой происходит постоянное взаимодействие, сотрудничество; 3-й уровень - государство: экономическая, социальная, финансовая политика, реализация конституционных прав и свобод личности. Качество данной политики определяет сформированность гражданственности у отдельно взятого человека. На основе рис. 2 можно сделать вывод, что место школы в данной структуре составляет небольшую долю, однако возраст учащихся МОУ -это самый важный момент в формировании личности, он самый восприимчивый, именно в этом возрасте формируется мировоззрение личности, критическое отношение к действительности и к себе, закладываются основы профессионализма и т.д.
Результатом работы школы по формированию гражданской позиции учащихся является определенный набор характеристик, которые усвоили ученики в ходе обучения, воспитания и развития в данном образовательном учреждении.   Разработана   модель   гражданской воспитанности выпускника школы. Одиннадцать характеристик являются основными показателями гражданской воспитанности учащихся:
  • Познавательная инициатива - это желание и стремление молодого человека к расширению своих знаний и умений.
  • Профессиональная направленность - ориентация на получение определенной профессии, которая является нужной и полезной современному обществу.
  • Интеллектуальная развитость - это уровень интеллектуального развития выпускника. Педагогический коллектив школы одну из задач видит в сохранении и развитие того интеллектуального потенциала, с которым ученик приходит в школу в первый класс.
  • Коммуникативность - владение устной и письменной формой общения, умение строить толерантные отношения, владение несколькими иностранными языками.
  • Патриотичность - в эту характеристику педагогический коллектив школы прежде всего вкладывает любовь к своему краю, любовь к своей семье и к своей школе. Привитие любви и преданности к своей родине средствами воспитательной системы школы является также одной из приоритетных задач школы.
  • Социальная адаптивность - это возможность и умение личности выпускника включиться в социальную среду, характер которой связан не только с усвоением существующих общественных отношений, нравственных норм, ценностных ориентации,   соответствующих социуму, но и с определенной перестройкой социально-экономических отношений в целях приведения их в соответствие с уровнем развития производства в конкретное время.
  • Политическая грамотность  и активность - это знание современной политической ситуации в России и за рубежом, сформированная собственная позиция, желание и умение выражать свои взгляды через избирательную систему и другие формы проявления власти народа.
  • Экономическая грамотность - это знание главных характеристик экономики, законов рынка, правил предпринимательства, способность ориентироваться з экономической жизни государства.
  • Экологическая грамотность - это знание и понимание значимости глобальных экологических проблем, ценностная ориентация на поиски решения данных проблем.
  • Воспитанность - обладание хорошим воспитанием, умение хорошо себя вести.
  • Физическое и психическое здоровье — это физическое и психическое благополучие, отсутствие физических и психических дефектов. Данному вопросу школа также уделяет большое внимание через организацию валеологического пространства, через создание ряда условий, направленных не только на сохранение, но и на улучшение качества здоровья учащихся.
       
       Для реализации данной модели гражданской воспитанности в школе имеются следующие условия.
Разработана и реализуется комплексно-целевая программа «Гражданин», главная цель которой заключается в формировании у выпускников школы гражданственности, нравственных позиций личности, понимания себя и своего места в мире, в развитии познавательной инициативы.
Реализация целей и задач воспитательной работы, в том числе и гражданского воспитания, происходит через процесс обучения, внеклассную общеобразовательную деятельность, внеучебную деятельность (табл. 1) учащихся.
Полной реализация комплексно-целевой программы «Гражданин», содержания гражданского воспитания будет только при наличии следующих условии:
  • высокий профессионализм педагогов;
  • личные качества педагогов (духовность, социальная и политическая активность);
  • высокий  коэффициент сплоченности и доброжелательности педагогического коллектива в целом;
  • демократический стиль общения педагогов с учащимися;
  • возможность предоставления учащимся школы широкого спектра дополнительных образовательных услуг;
  • наличие традиций и приобщение всех учащихся к традициям школы (обрядность);
  • открытость школы и воспитательной системы.                                                                       
       Приоритетным условием формирования гражданской позиции или гражданской воспитанности учащихся педагогический коллектив считает личные качества учителя (его духовность, нравственность, всегда четкая и ясная позиция по какому-либо вопросу), так как в современном российском обществе существует очень много «популярных лжеидолов», которым поклоняется и верит молодежь. В такой ситуации необходим более положительный, высоко нравственный образ человека, который на протяжении длительного времени мог бы работой, отношением к миру и своему государству формировать миро-воззренческие позиции ребят.
Приоритетным условием является и приобщение учащихся к традициям школы, через которые происходит формирование отношения к школе как второму дому, где каждого окружают заботой и лаской, где каждый чувствует себя защищенным.



Гражданское воспитание
Воспитание
Патриотическое воспитание
1-й уровень
Семья
2-й уровень
ДОУ
МОУ
ссузы /вузы
Профессиональная деятельность
3-й уровень
Государство (политика государства)
Процесс обучения
Внеклассная общеобразовательная
сфера
Внеучебная сфера
* Учебные курсы (история, граждаповедение, обществоведение, МХК);
* Спецкурсы: познай себя, основы правовых знаний, основы экономических знаний
* Учебные мастерские

* Работа детских органов самоуправления
* Музей "Страницы нашей истории"
* Работа школьного отряда "Оба-на"
* Школьная газета "Это мы"
* Школьное НО
* Исследовательские лаборатории учащихся
* Туристическая подготовка учащихся
* Краеведческая работа учащихся
* Кружки и студии ХЭЦ
* Традиционные дела школы (военно-спортивные сборы)
* Профориентационная работа
* Районное, городское, областное НОУ
* Дома творчества
* Челябинский танковый институт
* Реальная школа Кенинсброна, Германия
* Вузы:ЧГПУ, ЮурГУ, Чел ГУ и Др.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты