Гражданином быть обязан!

Методический портал

Гражданское воспитание в системе воспитания 
социально-личностных качеств выпускника колледжа

В. А. Пшонко,
кафедра социально-культурной деятельности 
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 
Научный руководитель – доктор педагогических наук, доцент В. М. Котков



       Статья посвящена актуальному вопросу гражданского воспитания студентов колледжа как одного из важнейших элементов воспитательной системы. Автор раскрыл основные направления гражданского становления личности студента на примере одного из учебных заведений Санкт-Петербурга. Показаны условия создания социокультурной среды в колледже для проведения воспитательной работы.
       Ключевые слова: принципы построения воспитательной системы, воспитательные задачи, формирование гражданственности.
       
       V. Pshonko 
       CIVIC EDUCATION WITHIN THE SYSTEM OF COLLEGE GRADUATES’ SOCIAL AND PERSONAL SKILLS FORMING
       The article is devoted to the live issue of civil education of college students as one of the major elements of the educational system. The author reveals the basic directions of civil forming of a student’s personality by the example of one of the St. Petersburg educational establishments. The article shows the conditions for creating the social and cultural environment at college for educational work realisation.
       Key words: principles of the educational system construction, educational problems, civic consciousness forming.

       Новое время порождает и новые проблемы, уже в который раз испытывающие на прочность российскую систему образования. Миф о всесилии рынка привел к определенным перекосам в жизнедеятельности профессиональных образовательных учреждений. Под влиянием возросшего прагматизма в определенной степени деформируются сами цели образования, которые сводятся к накачке молодого поколения информацией и к выработке навыков, обеспечивающих деловой успех. 
       Пропагандируется «детоцентризм», ведущий к уменьшению роли педагога. Ему сегодня отказано в активной позиции, ибо подросток провозглашен исключительно субъектом собственного развития. Задача преподавателя состоит будто бы в том, чтобы создавать условия для свободного, самостоятельного развития студента и выступать в роли консультанта или в роли посредника между ним и учебником.
       В среде студентов протекают процессы, ранее неведомые профессиональной школе: мощное расслоение юношей и девушек по социальному признаку, появление подростков нового типа – студентов-«детей дикого рынка». 
       Но самой острой проблемой не только колледжа, семьи, но и всего общества и государства, о которой давно с тревогой и болью говорят все, следует считать проблему воспитания новых поколений россиян.
       Разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей, деполитизация и деидеологизация образования, проведенные поспешно и непрофессионально, – все это привело практически к отказу от воспитания как целенаправленного педагогического процесса. В постперестроечное время общественному сознанию навязывалась идея самотека в воспитании. Это также сказалось на резком росте подростковой преступности, беспризорности, разрушению нравственных ориентиров.
       Известно, что воспитание начинается в семье. Родители являются первыми наставниками ребенка в становлении его как гражданина. Через семью ребенок осознает свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребенок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни. «Рыночный образ жизни» семьи накладывает свой отпечаток на воспитание детей в семье.
       В последнее время изменился состав семьи. Гораздо больше стало однодетных и малодетных семей. Лишь к 2008 г. ситуация стала исправляться, когда увеличилась рождаемость. Снижается влияние старшего поколения на младшее или вообще остаются невостребованными накопленные за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт старшего поколения. Значительно утрачены традиции народной педагогики. Возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата, повышенные требования работодателей к возрастному цензу, частичная безработица и необеспеченность во многих семьях необходимого прожиточного минимума – все это, мягко говоря, снижает эффективность семейного воспитания.
Развитие поступательных процессов в нашей стране в середине первой декады XXI в. показывает, что назрела острая необходимость создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени и ориентированной на воспитание Гражданина Отечества, что является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнерства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности.
       Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» [1]. Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования.
       Воспитание Гражданина осуществляется в процессе гражданского образования. В качестве основных направлений гражданского образования следует выделить: политическое воспитание, правовое обучение, воспитание уважения к правам человека и ответственности перед обществом, экологическое образование и воспитание культуры межнационального общения.
       Так, педагогический коллектив Российского колледжа традиционной культуры Санкт-Петербурга (РКТК) видит зависимость успешности осуществления решения задач гражданского образования в колледже от принципов построения воспитательной системы. Одним из ведущих принципов такого построения является принцип народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа...» – писал К. Д. Ушинский в статье «О народности и общественном воспитании» [2, с. 251].
       Принцип народности, учет национальных особенностей в гражданском воспитании осуществляется через деятельностное участие студентов. Воспитание в деятельности и через деятельность является основой воспитательного процесса. Особое внимание уделяется деятельности обучающихся по изучению конституционного механизма нашего общества: дискуссии, вечера, творческие работы и т. д. Культивирование гражданственности в разных видах деятельности способствует его эффективности. К основным видам деятельности, имеющим значимое влияние на воспитание Гражданина, можно отнести: аудиторную, кружковую, краеведческую, поисково-исследовательскую, экологическую, правоохранительную, патриотическую, общественно-политическую.
       Особую значимость в воспитании Гражданина имеет личностный подход. Личностный подход предполагает знание не только личности студента, но и всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании – это не пассивное приспособление педагога к особенностям обучающегося, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учетом личностных качеств.
       Особенностью воспитания студентов колледжа в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, какой является Российская Федерация, является понимание особенностей жизни больших и малых народов. Учет национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение. Этот учет предполагает приобщение студентов к национальным культурам и историческим традициям народов через громадное культурное наследие, в частности через декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
       Для РКТК значимое место в гражданском воспитании занимает искусство, художественная деятельность обучающихся. Воспитательный аспект их в гражданском воспитании очевиден. Цель не в том, чтобы обучить студентов художественному «ремеслу», а в том, чтобы дать образное видение мира, воспитать нравственные качества человека-гражданина. Неограниченные возможности для гражданского воспитания имеет дополнительное образование, которое позволяет студенту колледжа реализовать себя как личность, проявить свои индивидуально творческие способности, дает уверенность в своих силах, повышает степень гражданской устойчивости.
       Гражданскую направленность в воспитании обеспечивает и трудовая деятельность студентов колледжа. Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека-труженика, основным качеством которого является трудолюбие. Осознание труда как условия развития человека и общества лежит в основе осознания себя как Гражданина Отечества. Уже с первого курса обучающиеся в колледже участвуют в оформлении интерьеров кабинетов, коридоров, рекреаций и т. д. Выпускные (курсовые) работы студентов художественного отделения украшают фойе, вестибюли учебных корпусов и зданий колледжа – это стало традицией; выпускной курс оставляет о себе память в виде художественных панно, изящных кованых скамеек, фонарей освещения, классных парт или комплекта костюмов, сшитых руками модельеров-конструкторов для танцевального коллектива.
       Так или иначе качественные особенности в воспитании Гражданина оказывает среда. Средовой подход в воспитании гражданственности характеризует особенность этого процесса. Окружение колледжа (предприятия, памятники истории и культуры, театры, и т. д.) должно «работать» на воспитание гражданственности у студентов ссуза. Взаимодействие колледжа со средой, включение студентов в жизнь своего района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности.
       Свои гражданские качества проявляют студенты и при организации студенческого самоуправлении. Деятельность студенческого совета колледжа, студенческого актива в учебных группах занимает одно из ведущих мест в системе гражданского воспитания обучающихся в колледже.
       Формирование гражданина свободного демократического государства, которого характеризует совокупность общественно значимых качеств личности, в числе которых развитый гражданский долг и ответственность, уважение и принятие прав и обязанностей демократического общества, уважение к его законам – ведущая цель всей воспитательной системы. Но это стратегическая цель. Тактические цели определяются с учетом условий и задач воспитательного процесса. 
       Признавая формирование гражданина как цель воспитания, мы в колледже определились с направлениями этой работы. Особое значение в гражданском становлении личности студента в нашем учебном заведении имеют следующие воспитательные задачи:
       
       1. Мировоззренческая подготовка молодежи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Мы считаем, что общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого студента как Гражданина Отечества. Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Это общее понятие необходимо превратить в реальные жизненные ориентиры каждого студента. Прежде всего мы стремимся, чтобы сам педагог уяснил педагогический смысл этого понятия. Это помогает ему правильно выбрать направления и формы работы с обучающимися (проблемные семинары, обсуждения литературных источников и т. д.). Большое значение имеет систематический показ роли человека в развитии общества. Ознакомление с научными достижениями и подвигами отечественных ученых способствует формированию у студентов нравственного идеала, воспитанию у них гражданских качеств. Гуманитарные знания как совокупность всех знаний о человеке, нормах его отношения к окружающему миру представляют собой важнейший источник целенаправленного формирования гражданина, его взглядов, убеждений и идеалов. Среди гуманитарных предметов важнейшая роль принадлежит истории Отечества, которая, в известной мере, является комплексным предметом, включающим элементы обществоведения, демографии, права, экономики. Она создает фактологическую базу для понимания «обществоведческой» картины нашего государства. В целом же все гуманитарные предметы формируют обществоведческую культуру личности студента.
       2. Приобщение студентов к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Решение этой задачи способствует развитию потребности в гражданских действиях. Осуществляется это через участие обучающихся в различных видах обществоведческой деятельности, в политической и социально-экономической жизни своего района, города. Особенно это проявляется у студентов и педагогов колледжа в период подготовки и участия в выборах (Президента РФ, Госдумы РФ, ЗАКСа СПб и др.). Это и информация, и совещания актива студентов, и общие собрания трудового коллектива.
       3. Приобщение студентов к культуре своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях. Решение этой задачи тоже осуществляется через различные виды деятельности обучающихся, но прежде всего через содержание учебного материала по всем предметам с акцентом на тот огромный вклад, который внесли отечественные ученые, деятели науки, культуры в развитие мировой культуры, науки. Преподаватель должен помочь учащимся понять роль и значение отечественной культуры в развитии мировой. При этом надо иметь ввиду, что одна из главных особенностей русской национальной культуры – ее высокая духовность.
       4. Формирование общечеловеческих (народных) норм морали (доброты, взаимопонимания, терпимости и др.). Эта задача отражает необходимость формирования качеств, без которых не может быть подлинного гражданина. Доброта – качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро. 
       5. Развитие внутренней свободы, способности студентов к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения. Решение этой задачи направлено на формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности. 
       6. Воспитание у студентов трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде. Гражданская направленность трудолюбия определяет его высокую социальную значимость, помогает человеку осознать себя гражданином своей страны, осознать свои трудовые права и обязанности как человека и гражданина России, свою причастность к большой и малой Родине, ее трудовым традициям и трудовой культуре.
       Ценность гражданской направленности трудолюбия заключается в следующем: 
  • воспитание трудолюбия подчиняется ориентации на подготовку современного труженика, человека труда своей страны;
  • успешнее решается проблема вхождения специалиста колледжа в рыночные отношения;
  • повышается ответственность за молодое поколение у педагогического коллектива, а у молодежи формируется чувство ответственности за свой труд, а также чувство социальной защищенности от возможной нетрудоустроенности;
  • решается проблема формирования национальных рабочих кадров, снижается «утечка мозгов и рук».
       7. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, быть хорошим семьянином, жить счастливо. Здоровье – самая главная ценность для человека. Нельзя сказать, что нездоровый человек не является полноценным гражданином, но никто не будет оспаривать и то, что «твоим здоровьем Родина сильна». 
       Главным условием успешности гражданского воспитания студентов является правильная организация процесса обучения, создание условий для нравственного становления, нормального развития, ощущения успеха. В процессе обучения формируется целостная картина мира, изучаются закономерности и механизмы существования и развития общества, человека. Это стартовая площадка для настоящего и будущего. Только при выполнении всех этих условий возможен конечный успех педагогического коллектива колледжа в весьма нелегком труде на благо гражданского воспитания каждого нашего студента как человека – личности, индивидуальности, обладающей высокими профессиональными и нравственными качествами, умеющей адаптироваться в сложных социально-экономических условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изм. и доп. на 13.01. 1996) // Вестник образования. 1996. № 7.
2. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. Т. 8: О народности и общественном воспитании. М.: Педагогика, 1950. 387 с



.
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты