Гражданином быть обязан!

Методический портал

К вопросу о гражданском воспитании молодежи 
с проявлениями асоциального поведения 
в условиях властных отношений переходного времени

И.В. Журавлева, Т.Б. Игонина*, И.Н. Бородина**
Отдел по делам несовершеннолетних ГОВД, г. Юрга
*ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
**Курганский филиал Российского государственного социального университета



       Радикальные изменения, происходящие в России с 80-х гг. XX столетия и затронувшие все сферы общественно-политической  и  государственной жизни России, имеют важнейшие и неоднозначные последствия для развития нашего общества в XXI в. Сегодня мы можем говорить, что в России происходит формирование  гражданского  общества,  реформируются  и  создаются демократические институты, обновляется система ценностей, в которой интегрирующая роль принадлежит традициям русской культуры, идеалам справедливости, ценности прав и свобод личности [1, 2].
       Изменения, повлекшие за собой ряд проблем в жизни современного российского общества, так или иначе затронули учащуюся молодежь нашего государства. Не будем детально останавливаться на этих проблемах, так как они большей частью связаны с потерей всех слоев населения экономических и социальных прав и свобод, тем не менее, необходимо отметить, что это значительно усложняет процесс адаптации учащейся молодежи в современных условиях, поиска социально приемлемых и оптимальных форм самореализации личности [3, 4].
       На что нам хотелось бы обратить особое внимание, так это воспитательный аспект современной системы образования. Ведь социально-экономическое преобразование в нашем обществе негативно сказалось, в первую очередь, на организации и осуществлении воспитания, как в целом в системе образования, так и в отдельных ее структурах, в частности. Это связано, прежде всего, с размыванием национальной специфики русской культуры, резким снижением ее духовной роли в общенациональном и общемировом цивилизационном процессе. Это привело практически к полному распаду сложившейся в предшествующие годы традиционной системы воспитания, а формирование новых систем протекало стихийно, недостаточно научно обоснованно и зачастую не отвечало потребностям общества и личности. 
       Сегодняшние  стратегические  цели  государственной политики в области образования вновь выдвигают  на  одно  из  ведущих  мест  проблемы гражданского воспитания учащейся молодежи [5]. Именно молодежь вскоре будет оказывать решающее влияние на общественные процессы, демократическое и экономическое обновление России, ее духовную атмосферу, социально-психологический климат [6]. Поэтому, на наш взгляд, формирование гражданственности,  как  личностного  качества, становится одной из актуальных проблем воспитания в современной ситуации.
       
       Необходимо признать,  что  состояние  нынешней системы воспитания характеризуется определенными противоречиями:
  •        распад основных целеообразующих элементов воспитательной политики и ценностей привел к поиску новых ориентиров;
  •        неблагоприятные условия, которые формируют кризисное сознание учащейся молодежи, падение  нравственности,  агрессии,  жестокости,                 значительное  ослабление  политического  и идеологического влияния и расширение свободы деятельности и слова, роста потенциальных                 возможностей для социального становления самостоятельности и инициативы личности.
       Необходимо отметить также, что система воспитания гражданственности молодежи пришла в упадок во всех образовательных структурах и направлениях [7–11]. А значит, что для возрождения традиций российского образования, придания системе воспитания в современных условиях смыслообразующей роли необходимо новое прочтение и усвоение потенциала русской гуманитарной культуры– философской, психолого-педагогической, социально-экономической. В обществе предпринимается попытка сформулировать новый подход воспитательной системе учащейся молодежи, разрабатываются цели и задачи воспитания [12–23].
       
       Направленность процессов воспитания и обучения в современном обществе должна соответствовать интегральной цели воспитания – формированию культурной, мобильной личности, жизнеспособной в условиях изменяющейся социальной среды. Данная цель может быть достигнута только через реализацию конкретных целей воспитательной деятельности на соответствующих этапах обучения учащейся молодежи. Целью же современной воспитательной системы образования на современном этапе должна явиться подготовка профессионально  и  культурно  ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками профессиональных обязанностей.
       
       Исходя из определенной на сегодняшний день цели воспитания, можно сформулировать основные задачи воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения, которые должны способствовать:
  • углублению воспитательного аспекта методологической и профессиональной подготовки специалиста  на  основе  формирования  мировоззренческих знаний, ориентированных на системное понимание фундаментальных связей;
  • формированию нравственно-ценностных ориентаций  в  социальной  и  профессиональной деятельности, личностной активности;
  • приобщению к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам чести и моральным ценностям, воспитанию адекватной самооценки результатов своей профессиональной деятельности;
  • воспитанию внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, обеспечению и воспитанию нового поколения на основе гуманистических принципов и демократии и др.
       Достижение выделенных целей и решение выдвинутых задач возможно только при организации комплексного, научно обоснованного подхода к определению содержания гражданского воспитания и формирования гражданственности как интегративного личностного качества учащейся молодежи. А это, в свою очередь, требует теоретического и методологического решения, так как эти аспекты научного поиска будут определяющими при формулировании принципов гражданского воспитания в системе образования [24].
       
       Воспитание гражданина – одна из краеугольных  задач  образовательного  учреждения.  Решая проблему гражданского воспитания учащейся молодежи, образовательные учреждения, прежде всего, сосредоточивают свои усилия на формировании у учащейся молодежи ценностного отношения к явлениям  общественной  жизни.  Основная  цель гражданского воспитания, таким образом, состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств.
       Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями субъектов воспитательного процесса (педагоги образовательных учреждений, родители, общественные организации, школьники и т. д.), так и объективными условиями функционирования общества – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.
Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. Оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. [25–27]. Если первые рассматривали проблемы гражданского воспитания, прежде всего, с формированием уважения к государству, законопослушания, то, по мнению последнего, основой гражданского воспитания являлось свободное воспитание личности, создание условий для ее самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности [28].
       
       В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, Д.И. Писарева, А.Н. Радищева, Н.Г. Чернышевского и др. [29–34]. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина [35]. Советская педагогика  рассматривала  вопросы  гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В.А. Сухомлинским в работе «Как воспитать настоящего человека» предпринята по пытка систематизировать теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию [36]. Особое внимание автор уделяет формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.  Содержание  гражданского  воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, в школе и семье составляет организация патриотического воспитания, формирование культуры межнационального  общения,  правовой  культуры,  воспитание учащейся молодежи в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место должно занимать участие детей, подростков и юношества  в  деятельности  детских  общественных объединений и организаций.
       Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам, в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами.
       
       Патриотическое воспитание и формирование культуры  межнационального  общения  осуществляется в процессе включения учащейся молодежи в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, его культурному наследию, обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины, изучения обычаев и культуры разных этносов. И большие возможности в этом кроются в организации не только воспитательно-образовательного  процесса  образовательного  учреждения  в урочной и внеурочной деятельности, но и в интеграции деятельности учреждений дополнительного образования и культуры: Дворцы и Дома культуры, библиотеки, театры и музей, музеи под открытым небом и заповедники и др.
       Формирование  гражданственности  учащейся молодежи осуществляется за счет усвоения ими знаний о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры. Важную роль в патриотическом воспитании играет организации работы по изучению государственных символов Российской Федерации (герба, флага, гимна), и символики других стран.
       Правовая культура и предупреждение правонарушений заключается в том, чтобы довести до сознания молодежи требований правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении. Динамику личностной деформации  можно  представить  последовательностью следующих этапов: появление пробелов и искажений в нравственно-волевой сфере личности; превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки; формирование мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и средства; соответствующие искажения  нравственно-правового  сознания  в  части пределов дозволенного правовыми нормами поведения; правонарушение; систематическое правонарушение;  систематическое  правонарушающее поведение; преступление.
       Молодежи, склонной к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. Еще А.С. Макаренко отмечал, что дефективность сознания – это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений, прежде всего, испорченных отношений между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества [37].
       
       Истоки деформации нравственности и правового сознания учащейся молодежи лежат, как правило, в семье. Неблагоприятной для формирования личности является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, судимости, наркомания и др.), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у молодежи воспитывается пренебрежительное отношение к труду, ориентация на «выгодную» работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результатом «потребительского воспитания» чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой криминальной активностью. Особое внимание в данном случае должно уделяться подросткам, в силу их возрастных особенностей: тяга к действиям в группе, желание выделиться в референтной группе, желание казаться взрослым и неумение  осознать  последствия  совершения  каких-либо действий и поступков и т. д. Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных и противоправных поступках представляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступков взрослыми – родителями, педагогами и др. Вот почему так важно влияние на формирование мотивов и характер действий молодежи, неформальных групп, придание им общественно ценной направленности. И оказать содействие образовательным учреждениям в организации работы по данному направлению формирования гражданственности должны структурные подразделения правоохранительных органов, в частности, отделы по делам несовершеннолетних. Поэтому очень значимым является вопрос о координации действий этих учреждений с учреждениями образования.
       
       В работе по предупреждению правонарушений среди учащейся молодежи выделяются следующие этапы:
  • устранение обстоятельств, которые способствуют формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания) или его нивелирование. До того, как эти обстоятельства существенно скажутся на поведении подростка (ранняя профилактика);
  • оздоровление среды условий жизни и воспитания подростков, которые пагубно влияют на них, и одновременно корректировка их личностной позиции (первый этап непосредственной профилактики);
  • аналогичные меры в отношении лиц, уже совершающих правонарушения и находящихся поэтому в сфере внимания правоохранительных органов: отделов и комиссий по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосредственной профилактики);
  • работа с подростками уже совершившими преступление, если наказание или заменяющие его меры не предусматривают их изолирования от коллектива (профилактика рецидива).
       Предупреждение правонарушений среди подростков – одно из центральных направлений право воспитательной деятельности школы, семьи, общественности. Реализация данного направления деятельности осуществляется посредством усвоения подростками и молодежью основных понятий и норм нравственной культуры. Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку окружающих. Мы оцениваем поступки как хорошие или плохие, правильные или неправильные, справедливые или несправедливые. При этом мы пользуемся понятиями морали.
       
       Понятия морали, имеют всеобщий характер и охватывают не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими. Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают не только как форма общественного сознания, но и как форма индивидуального нравственного сознания. Личные проявления принятой человеком морали всегда окрашены сознанием социальной группы. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в тоже время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, природе и т. д. А потому при формировании гражданственности необходимо создавать педагогические условия для совершения молодежью нравственных поступков, направленных на осознание ими их значимости. По нашему мнению, способствует этому, как показывает проводимая нами экспериментальная  работа,  включение  учащихся  в производительный  труд  по  благоустройству  социально значимых проектов.
       Производительный труд предполагает участие молодежи  в  создании  материальных  ценностей, вступление в производственные отношения. Российская школа имеет богатый опыт вовлечения школьников в производительный труд – это ученические  производственные  мастерские  и  цеха, школьные, районные комбинаты и центры, летние практики и т. д. Участие в производительном труде развивает профессиональные интересы, склонности, потребности в труде молодежи. Особое значение это имеет для учащейся молодежи, склонной к совершению противоправных действий и поступков, преступлений. 
       Поэтому одной из главных задач отдела по делам несовершеннолетних ОВД г. Юрги (Кемеровская обл.), мы определили вовлечение молодежи в производительный  труд  и  его  организацию.  На протяжении ряда лет наш отдел совместно с образовательными учреждениями занимается трудоустройством  учащихся,  склонных  к  совершению правонарушений, как на период летних каникул, так и в течение учебного года. Как правило, в каникулярное время учащиеся задействованы в работе производственных  бригад  по  ремонту  образовательных учреждений и других социальных объектов, таких как учреждения культуры и т. д. В течение учебного года мы стремимся также задействовать учащихся. А потому составляем договоры с отдельными  предприятиями,  бригадами,  которые принимают на неполный рабочий день на работу учащихся. Естественно, что для учащихся составляется индивидуальный гибкий график работы. За каждым таким подростком закрепляется наставник из числа работников предприятий. Накопленный опыт доказывает, что для учащихся участие в реальной профессиональной деятельности является основой формирования нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
       
       Трудоустройство учащихся, склонных к совершению правонарушений, доказывает, что участие подростков в производительном труде способствует их профессиональной ориентации, так как они знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых, предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. Принятие решения о выборе профессии у большинства из них четко определяют мотивы учебной деятельности и, как правило, способствуют определению выбора дальнейшего  образовательного  учреждения  для  получения профессионального образования. 
       Немаловажное значение имеет и тот факт, что учащиеся за свой труд получают заработную плату. Ведь большинство учащихся, склонных к совершению правонарушений, как правило, из неблагополучных семей. За последние два года мы отметили увеличение количества учащихся, желающих трудоустроиться. Опрос показал, что одной из основных причин такого желания является возможность иметь «лично заработанные деньги на карманные расходы» и среди учащихся, воспитывающихся в благополучных  семьях.  Как  показала  практика, включение учащихся в трудовую деятельность способствует проявлению ими дисциплины не только на производстве, но и в школьной жизни. Таким образом, у учащихся формируется определенное отношение  к  себе,  которое  отражает  осознание собственного достоинства, долга, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости и стяжательству и др.
       Изучение  опыта  организации  гражданского воспитания  показывает,  что  только  совместные действия всех социальных институтов способствуют формированию гражданственности личности. А потому необходимо выработать целенаправленную программу гражданского воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шепель В.М. Что определяет гражданское самочувствие народа? // Советская педагогика. – № 3. – 1990. – С. 60–70.
2. Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство // Полис. – 1992. – № 1–2. –С. 193–201.
3. Молодежь в современном мире: Проблемы и суждения: материалы круглого стола// Вопросы философии. – 1990. – № 5. С. 12–32.
4. Мудрик А.В. Социализации и «смутное время». – М.: Знание, 1991. – 79 с.
5. Концепция модернизации образования РФ до 2010 гг. // Вестник образования. – № 3. – С. 3–17.
6. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: Идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. – 1991. – № 7. – С. 19–35.
7. Яковлева Д.С. Место правового воспитания в формировании гражданской направленности // Ученые записки Владимир. гос. пед. ин-та, 1971. – Т. 35. – № 5. – С. 58–72.
8. Школьник Г.И. Новые подходы к проблеме воспитания в условиях демократизации общества // Формирование личности школьника и студентов в условиях гуманизации и демократизации образования: Сб. науч. тр. В 2-х ч. – Волгоград: Перемена, 1992. – Ч. 2. – С. 13–19.
9. Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В.Д. Семенова и др. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986. – 194 с.
10. Развитие, социализация и воспитание личности: Матер. науч.-практ. конф.: В 3-х частях. – Ставрополь, 1993. – Ч. 1. – 176 с.; Ч. 3. – 128 с.
11. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. – 1992. – № 2. – С. 6–10.
12. О гражданском правовом образовании учащихся в общеобразовательных  учреждениях  Российской  Федерации:  Письмо министерства образования РФ от 19 марта 1996 г. № 391/11 // Вестник образования. – 1996. – № 4. – С. 78–81.
13. Одинцова А.В. Гражданское общество: Прошлое, настоящее, будущее// Социально-политические науки. – 1991. – № 12. – С. 40–48.
14. Красин Ю.А. Долгий путь к демократии и гражданскому обществу // Полис. – 1991. – № 5–6. – С. 97—105.
15. Овчинникова И. Гражданский образ мыслей и поступков // Высшая школа. – 1990. – № 1. – С. 16–18.
16. Максимова В. Путь к социальной зрелости // Народное образование. – 1994. – № 7. – С. 36–40.
17. Рыбинский Е.М. Важный документ ООН // Педагогика. – 1992. – № 1–2. – С. 3–6.
18. Долгалева И.А. Гражданственность как качество личности // Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. тр. – Свердловск: Изд-во гос. ун-та, 1986. – С. 30.
19. Ильин В.С. Формирование личности школьника: Целостный подход. – М.: Просвещение, 1984. – 184 с.
20. Гражданское образование и воспитание. Концепция и программа (основные направления). – Ставрополь, 1997. – 16 с.
21. Всемирная декларация. Положение детей в мире на 1991 год. – Женева, 1991. – 87 с.
22. Вульфов Б.З. Цель и сущность гражданского воспитания // Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г.Н. Фи-онова. – М.: Педагогика, 1990. – С. 29–35.
23. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания: В 2-х ч. – Ростов-на-Дону: Ростов. ОИУУ. – Ч. 1. – 1993. – С. 11–42.
24. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе // Народное образование. – 1991. – № 1. – С. 65–70.
25. История политических и правовых учений: Древний мир / Отв. ред. В.С. Нерсесянс. – М.: Наука, 1985. – С. 349–362.
26. Аристотель.  Политика.  Афинская  политика  (Предисловие Е.И. Темнова). – М.: Мысль, 1997. – 458 с.
27. Руссо Ж.-Ж. Проект воспитания г-на Сент-Мара. – Пед. соч. в 2-х т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1981. – С. 5–19.
28. Кершенштейнер Г. Избранные сочинения: Гражданское воспитание. Характер и его воспитание. Трудовая школа / Под ред. М.М. Рубинштейна. – М., 1915. – 322 с.
29. Белинский В.Г. Рассуждения. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей // Избранные сочинения. – М.: Художественная лит-ра, 1982. – С. 137–148.
30. Герцен А.И. Избранные философские произведения: В 2-х т. – М.: ОГИЗ, 1948. – Т. 2. – 479 с.
31. Карамзин Н.М. О любви к отечеству и народной гордости // Антология педагогической мысли России (первая пол. XIX в. до реформы 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – С. 59–61.
32. Писарев Д.И. Наша университетская наука // Антология педагогической мысли России (вторая пол. XIX – нач. XX вв.) / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1990. – С. 134–147.
33. Радищев А.Н. Проект гражданского Уложения // Полное собр. Соч.: В 6-ти т. – Т. 3. – М.-Л.: Гослитиздат, 1952. – С. 171–345.
34. Чернышевский Н.Г. Об умственных и нравственных условиях общественного и личного процесса // Антология педагогической мысли России (вторая пол. XIX – нач. XX вв.) / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. – С. 129–132.
35. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1945. – С. 106–146.
36. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1989. – 228 с.
37. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с.



Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты