Гражданином быть обязан!

Методический портал

Гражданское воспитание в дошкольном возрасте

Мячина Любовь Константиновна

       Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.

Гражданское воспитание – это, прежде всего, личностно-ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника: быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном смысле. Традиционно гражданское образование в рамках ДОУ понимается либо как надпредметная форма деятельности, либо как форма организации жизни детского сада. Мы рассматриваем гражданское воспитание как систему знаний 

Примерное содержание образования старших дошкольников в системе гражданского воспитания









































































Занимаясь воспитанием основ гражданственности у старших дошкольников в условиях многонационального региона, мы преследуем следующие цели: 
  • Воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности компетентной, ответственной, самостоятельной, активной, уважающей права других; подготовка дошкольника к жизни в условиях многонационального общества.
  • Обновление содержания и методов работы с детьми по гражданскому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию самооценки, чувства собственного достоинства.

Для реализации поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучение прав человека дошкольниками через игровые технологии.

2. Развитие “Я — сознания” ребёнка, свободы самовыражения и самопрезентации.

3. Содействие постоянному обогащению развивающей педагогической среды, направленной на формирование человека - гражданина.

4. Изменение менталитета педагогов и родителей, повышение их политической и правовой культуры.

5. Знакомство старших дошкольников с культурно — историческим наследием страны, региона.

6. Обучение детей творческому и ненасильственному решению конфликтов и проблем, воспитание терпимости к чужому мнению.

7. Последовательное конструирование процесса взаимодействия с семьёй каждого воспитанника для объединения усилий по гражданственному воспитанию детей.

В результате систематической целенаправленной воспитательной работы у детей сформировывались элементы, начальные идейные направленности их развивающегося сознания. Работа по реализации задач осуществлялась в трех направлениях: педагоги, родители, дети.

Блок “Педагоги”

Реализация работы по гражданскому воспитанию начиналась с подготовительной работы педагогического коллектива. Подготовка осуществлялась администрацией ДОУ, психологом и проходила в несколько этапов:

1. Психологический (повышение мотивации педагогов на участие в инновационной деятельности)

2. Организационный (подбор педагогических кадров, участвующих в реализации программы; распределение обязанностей для всех сотрудников; создание творческих инициативных групп по направлениям: правовое, эколого-краеведческое, историко-национальное, патриотическое.)

3. Профессиональный (изучение международного опыта в области гражданского воспитания, накопление практического материала, проведение тематических педсоветов, семинаров, создание авторских программ.)

Перед администрацией встала одна из задач – установление добрых отношений, которые снимут напряженность и страх быть не понятыми, создадут позитивную обратную связь. На этом этапе проведен ряд предварительных мероприятий:
  1. Психологические тренинги личностного роста.
  2. Групповые и индивидуальные консультации.
  3. Посещение и анализ открытых занятий.
  4. Оказание методической помощи при реализации программы.
  5. Проблемно-деловые игры.

Прививая детям умения межличностного общения, мы одновременно совершенствовали эти же умения у педагогов. Работа с детьми преследовала цель – обучить детей умениям межличностного общения со сверстниками. Работа с педагогами сводилась к подготовке их к собственному общению с детьми и к обучению детей умениям межличностного общения.

Блок “Родители”

Взаимодействие с родителями проходило в несколько этапов:
  1. Диагностический (использование методов психологической диагностики с целью выявления степени удовлетворенности родителей инновационной деятельностью педагогов)
  2. Информационный (предоставление интересующей информации, тематических консультаций)
  3. Обобщающий (подведение итогов, предоставление возможности принимать участие в выработке решений, входить в состав различных органов, решающих важные вопросы жизни ДОУ)

Блок “Дети”

Методы и приемы гражданского воспитания, используемые педагогами, разнообразны, но обязательно учитывали психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, понимание социальных явлений. Педагоги учитывали, что воспитывать любовь к Родине - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью.

Педагоги стремились к тому, чтобы дошкольник овладел определенными знаниями (о правах человека, о государстве, об основных документах, о выборах и т.д.), умениями (критически мыслить, анализировать ситуацию, сотрудничать с другими людьми и т. д.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.) 

Работа по гражданскому воспитанию требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги) направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса в целом.


Представления
Знания
Содержание
Правосознание
Знание прав и обязанностей человека.

Усвоение понятий: суд, правонарушение, расследование, право, закон, законопослушание.
Знакомятся с Конвенцией о правах ребенка. Запоминают права ребенка, могут их назвать.

Соблюдают правила поведения в группе в игровых и реальных ситуациях.

Могут назвать основные законы государства.
Гражданство
Знание символов государства – гимн, флаг, герб. Дети имеют определенное отношение к истории государства, которое выражается во внимании к культурным традициям.

Усвоение понятий: дума, посол, гражданство, государство.
Дети учатся ориентироваться на карте мира, глобусе.

Учатся показывать на карте свою страну, город.

Узнают флаг, герб своего государства среди символов других государств.
История
Знания о национальных героях, истории национальных святынь, традициях своей страны.

Усвоение понятий: Родина, Отечество, патриот, гражданин.
Знакомятся с разными историческими событиями. Учатся строить хронологическую последовательность.

Знакомятся с выдающимися деятелями отечественной культуры.
Толерантность
Знают, что люди бывают разной национальности и имеют разный уровень жизни. Все люди имеют одни и те же права и обязанности.

Усвоение понятий: национальность, национальные отношения, терпимость.
Знакомятся с другими национальностями.
Культура
Знают систему обычаев своего и других народов.

Усвоение понятий: национальный костюм, обычаи, традиции.
Знакомятся с обычаями, праздниками, традициями в одежде, еде, играми других национальностей.

Знакомятся с народными инструментами различных национальностей.

Могут назвать игры разных народов.
Сообщество
Владеют основными понятиями о сообществах (семья, друзья, соседи, группа), в которых действуют различные правила и законы.

Усвоение понятий: общество, обязанности, чувства.
Обмен услугами в рамках разделения труда.

Учатся приемлемым способам взаимодействия: договор, компромисс, убеждение.

Принимают правило как общую договоренность.

Знакомятся с правилами в разных сферах жизни: правила дорожного движения, безопасности, эксплуатации.
Окружающая
среда
Имеют представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, населяющих планету.

Усвоение понятий: гуманность, любовь к Родине, среда
равнивают объекты и явления природы по признакам сходства и различия.

Стремятся создать благоприятные условия для живых существ.

Эмоционально откликаются, проявляют эстетические переживания в процессе общения с природой.
Идентичность и эмпатия
Дети понимают и принимают, что у людей есть общее и различное.

Усвоение понятий: уникальность, взаимопомощь, семья.
Празднуют общие праздники, уважают чужие традиции, язык, культуру.
Выбор
Знают причинно-следственную зависимость собственного поведения и поведения других.

Усвоение понятий: выбор, ответственность, поступок, последствия.
Учатся выделять ситуацию, в которых существует несколько возможностей для принятия решения, и выбирают одну из них.

Учатся прогнозировать возможные последствия собственных действий для себя, для других.
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты