Гражданином быть обязан!

Методический портал

ИННОВАЦИОНЫЙ ПРОЕКТ  
по проблеме
«Современные подходы к организации социального воспитания и развития детей в условиях ДОУ. Гражданское воспитание дошкольников» 

«Я – человек, я – гражданин» 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 
«Детский сад № 106» г. Перми 


       Введение 

        На сегодняшний день проблема модернизации образовательных систем с целью детерминации гармоничного развития каждого человека имеет всеобъемлющий характер, человечество столкнулось с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, проблемами общечеловеческих отношений, ужасом надвигающейся экологической катастрофы, небрежным отношением к огромным пластам человеческой культуры. В последние десятилетия психологи и педагоги активно ищут выхода из сложившейся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности. 

        В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании» (раздел 1, ст.2), «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России».

      Что же такое «гражданское  воспитание»? Это целостный педагогический процесс, результатом которого является определенный уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность. 

       Патриотизм рассматривается как любовь и преданность  своей Родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, как одно из наиболее значимых социальных чувств, венчающих лучшие качества человеческого характера.

        Правовая культура – это одна из форм социально – значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Становление основ правовой культуры осуществляется в общем контексте процесса социализации человека, важнейшее место в котором отводится целенаправленному нравственно – правовому воспитанию.

        Толерантность в современном обществе – формируемая модель взаимоотношения людей, народов, стран. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов, предъявляемых государственным образовательным стандартом.

       На практике процесс гражданского воспитания осуществляется эпизодически и нецеленаправленно. Основными причинами этого является отсутствие концептуальной, содержательной и технологической оснащенности процесса гражданского воспитания, низкий уровень подготовки педагогов к организации педагогического процесса в детском саду. Организация гражданского воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме  формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.  
 
 
 
Концептуальные основы 

        Существенную роль в становлении современных концепций гражданского воспитания  имеют работы, представленные в теориях социального развития (Д.И.Фельдштейн, С.А.Козловой, Л.В.Коломийченко); рассматривающие деятельностный подход к становлению гражданственности (В.И.Кожокарь, Н.И.Шевченко). Особое место в данных исследованиях занимают работы, связанные с изучением механизмов становления гражданственности (В.Г.Ронкин, Н.И.Судаков); изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по ее формированию в различные возрастные периоды (С.А.Козловой, Е.Н.Радиной, Э,К.Сусловой). 

      Разделяя теории Л.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.И.Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, мы считаем, что становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребенка.

      Концептуальную основу нашего проекта составил ряд позиций, представленных в программе по социальному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста Л.В.Коломийченко. Исходя из концепции данной программы, гражданское воспитание дошкольников мы рассматриваем как одно из направлений социально – личностного развития и считаем, что оно является динамичным процессом не только приобщения человека к народной, национальной, правовой культуре, но и условием социального взросления ребенка, развитием универсальных человеческих способностей, творческой деятельности. Чрезвычайно важным для нас в этом отношении является то, что в процессе гражданского воспитания происходит не только усвоение определенного содержания культуры, но и постоянное открытие, утверждение ребенком себя как социального субъекта. 

      Предлагаемая проектная работа связана с конкретизацией методологических основ гражданского воспитания дошкольников в детском саду представлением о педагогических доминантах, которыми являются: развитие патриотизма, толерантности, правовой воспитанности; в обосновании методологических подходов к организации педагогического процесса гражданского воспитания. Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе, культуре, мы определим его место в окружающем мире.

        Таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.       

Цель проекта: создание педагогических условий по формированию основ гражданственности ребенка-дошкольника путем приобщения к отечественной культуре в условиях дошкольного учреждения. 

Задачи: 
  1. Направить познавательную активность детей на системное выявление важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом, средствами народной культуры.
  2. Воспитывать правовое сознание у детей дошкольного возраста.
  3. Формировать представление о прошлом и настоящем малой Родины детей, о людях разных национальных культур, живущих на Пермской земле и создающих своим трудом ценности культуры и все необходимое человеку для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
  4. Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
  5. Систематизировать, модифицировать методы диагностики уровней гражданственности детей в различные возрастные периоды.
  6. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах гражданского воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества.
  7. Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданского воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 
 

      Реализация всех этапов проекта позволит отметить нам положительную динамику показателей когнитивной, эмоционально – чувственной, поведенческой сфер гражданственности. Это будет свидетельствовать 
  • о том, что у детей формируется устойчивый интерес к прошлому и настоящему своей Родины, объектам русской культуры, к различным объектам иных национальных культур, стремление к их познанию, к позитивному общению с представителями других национальностей, к соблюдению собственных прав и прав других людей;
  • о проявлении положительных эмоций от участия в публичных выступлениях, праздниках, о стремлении к справедливым взаимоотношениям в разных видах деятельности;
  • о росте показателей у детей поведенческой сферы становления гражданственности, связанного с активным использованием имеющейся информации в разных видах продуктивной, коммуникативной и творческой деятельности;
  • о личностных проявлениях детей: чувство собственного достоинства, позитивной национальной идентификации, гордости за достижение своей национальной культуры;
  • о повышении уровня профессиональной подготовки педагогов, изменении их отношения к гражданскому воспитанию: более осознанное понимание педагогического процесса, направленного на становление гражданственности дошкольников;
  • об изменении отношения родителей к решению задач гражданского воспитания в детском саду: проявление устойчивого интереса к содержанию и технологиям воспитательной работы, раскрепощенность и инициативность в воспитании своих детей.
 

      В качестве основных критериев оценки результатов деятельности нами будут использованы:
  • осознанность, системность знаний; свободное владение материалом, как педагогами, так и детьми;
  • устойчивость интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений;
  • стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий.
 

      В течение предполагаемого срока реализации проекта планируется систематическое отслеживание замысла и эффективности проекта,  описание и оформление результатов проведенной работы. 
 

Описание проекта 

Работа по становлению гражданственности у детей дошкольного возраста как результат гражданского воспитания будет успешной, если:
  • процесс воспитания реализуется с учетом содержания понятия «гражданственность детей дошкольного возраста»;
  • определены критерии сформированности гражданственности у дошкольников;
  • теоретически разработана и апробирована педагогическая технология, учитывающая поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, людьми разных национальностей;
  • педагогический процесс по гражданскому воспитанию будет проходить при участии подготовленных педагогов и родителей.

Образовательное пространство как результат диалога личности с ее окружением является средством приобщения дошкольников к социальной действительности при следующих условиях:
  • единство созданных центров детской деятельности, развивающей среды с содержанием программы воспитания и обучения;
  • взаимодополняемость всех звеньев образовательного процесса;
  • признание ценности образовательного пространства всеми участниками проектной деятельности;

        При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к общечеловеческим ценностям  используются следующие виды деятельности.

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением. 

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс гражданского воспитания дошкольников. 

Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
  • метод сравнения
  • элементарный анализ
  • метод моделирования и конструирования
  • метод проектной деятельности
  • метод  вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
  • метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств
  • решение логических задач
  • экспериментирование
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
  • игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
  • прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве
  • беседа – является связующим звеном
4. Методы коррекции и уточнения:
  • повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний
  • метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
 

      Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ по гражданскому воспитанию предполагает изучение индивидуального стиля общения каждого участника проекта; организацию постоянно действующего семинара на период реализации проекта по теме: «Гражданское воспитание дошкольников»; проведение семинаров – практикумов, консультаций по коррекционной работе с детьми и проведению диагностических исследований по вопросам коммуникативного и социально – личностного развития ребенка; обеспечение необходимыми пособиями, литературой педагогов ДОУ. 

      Для создания целостного педагогического процесса так же необходимо диагностическое исследование по теме проекта и повышение компетентности родителей в вопросах психического, социального развития ребенка: организация семинаров, консультаций, игровых тренингов, информационного блока для родителей.

Материалы и другие ресурсы обеспечения проекта
  1. Творческий потенциал педагогов.
  2. Опыт работы педагогов  в режиме инновационной деятельности: с 1998 года дошкольное учреждение является творческой лабораторией и базовым дошкольным учреждением ГОУ ДПО ПКИПКРО.
  3. Заинтересованность родителей в инновационном процессе. Оказание помощи.
  4. Уровень профессионализма (предполагаемый и фактический).
  5. Материально – техническая база учреждения:

- литература: методическая, психолого-педагогическая, научно – популярная, художественная, методические пособия.

- кабинеты: заведующего, заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе, психолога, медицинского работника, физкультурного инструктора, учителя – логопеда, музыкальный зал.

- оборудование: компьютеры, принтеры.  
 

Этапы реализации проекта 

I этап – подготовительный (апрель 2009 – июль 2009 гг.) 

Задачи этапа:
  • Уточнить социальные потребности детей, педагогов, родителей с целью учета их в предполагаемом проекте.
  • Уточнить степень готовности родителей к предполагаемой нами системе воспитания детей и созданию для них благоприятной развивающей среды.
  • Повысить личностно – профессиональный уровень подготовки педагогов по фронту проектной деятельности внутри учреждения  с целью всестороннего развития ребенка.
  • Обогатить содержание образовательного пространства ДОУ с доминантой на построение предметно – развивающей среды. 
  • Преобразовать предметно-развивающую среду как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру посредством народной педагогики.
  • Построить учебный материал в соответствии с возрастными возможностями детей: перспективное, блочно – тематическое планирование.
  • Определить формы работы с детьми по развитию интеллектуальной, социальной, эмоциональной сферы.
 

II этап – практический (август 2009 – ноябрь 2009 гг.) 

Задачи этапа:
  • Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ социального и психического развития дошкольника.
  • Повысить компетентность родителей в вопросах гражданского воспитания детей дошкольного возраста
  • Организовать коррекционно – развивающую деятельность с детьми с целью формирования позитивной «Я-концепции» для успешной социализации личности в социуме.
  • Обеспечить преемственность в деятельности педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей и родителей воспитанников.
  • Формировать у дошкольников представление о себе, как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на земле, об их правах и обязанностях; о разнообразной деятельности людей.
  • Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
 

III этап – обобщающий (декабрь 2009 г.) 

Задачи этапа:
  • Проанализировать  результаты проектной деятельности.
  • Соотнести результаты проектной деятельности с поставленными задачами и целью.
  • Скорректировать проектную деятельность по результатам исследования.
  • Оформить материалы проектной деятельности с целью дальнейшей трансляции.
 
 

  По результатам реализации проекта нами планируется:
  • обобщение опыта педагогической деятельности по проблеме гражданского воспитания, включающего ряд компонентов: межнациональная толерантность, правовая культура и патриотизм; 
  • описание и оформление результатов с целью их трансляции в другие дошкольные учреждения района, города, края;
  • подготовка материалов с опытом работы в сборник методических рекомендаций научно – исследовательского центра ГОУ ДПО  ПКИПКРО;
  • трансляция теоретического и практического опыта работы на КПК для работников образования Пермского края ГОУ ДПО ПКИПКРО, ГОУ ВПО «ПГПУ».


Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты