Гражданином быть обязан!

Методический портал

                                      Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы

Шагимуратова Людмила Николаевна


“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. 
К.Паустовский

       Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. 

       Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

       Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы, которая ведется по трем направлениям:

       1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и написание познавательных рассказов для детей.

       2. Технологический блок – разработка конспектов занятий с использованием методов развивающего обучения. 

       3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды.

       Одним, из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении, является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. 

       Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

           “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
           Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

       И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

       На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом) (Рисунок 1).

Рис. 1

       Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.

       Проводя анкетирование с воспитателями по данному вопросу, мы выяснили, что наибольшую трудность у них вызвала работа по знакомству дошкольников с историей родного города, его достопримечательностями. Поэтому возникла необходимость в разработке системы семинарских занятий по “Историческому краеведению”, в которую вошли такие темы, как: “История Саровской земли”, “Памятники природы г.Сарова”, “Знаменитые люди г.Сарова”, “Саров – город науки”. Посетив музей “Саровская пустынь” педагоги почерпнули для себя много полезной и интересной информации.

       Такая форма работы с педагогами принесла ожидаемые, положительные результаты. Итогом семинарских занятий стала презентация воспитателями: дидактических игр, представление макетов: детского сада, улиц и достопримечательностей города (Рисунок 2) , а также разработка конспектов познавательных занятий. В дальнейшем были выпущены сборники из опыта работы воспитателей Лагутеевой С.С. “Город мой любимый” и Волковой Н.А. “Край родной”.
Рис. 2

       Учитывая все вышесказанное, постепенно в детском саду стала складываться определенная система по ознакомлению детей с родным краем. Нами разработаны: тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста и система эколого-краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, исторических и современный город ; а так же природное окружение: “зеленая зона” детского сада – это объекты экологической тропы, живого уголка, комнаты природы; реки г. Сарова , лесная зона, памятники природы регионального значения, которые располагаются на территории ЗАТО г.Саров. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. 

       В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

       С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение , местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то ,что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем город отличается от села.

       В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей знакомим с промышленностью, с историей г.Сарова и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города. Таких как, Музруков Б.Г., Харитон Ю.Б., Зернов П.М., Курчатов И.В., Александрович Э.Г.

       Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

       На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение воинской части ребятами старшего дошкольного возраста, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

       Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства). 

       Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Периодически все вместе, воспитатели, дети и родители выходят с “экологическим патрулем” для очистки лесной территории в местах отдыха горожан. Тем самым, давая ребятам понять, что они тоже являются жителями своего города и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем. Налажена связь с социумом, по вопросам природоохранной деятельности: городским лесхозом, детской библиотекой, музеями , а также плодотворно сотрудничаем с отделом по экологии и рациональному природопользованию г.Саров. Постепенно воспитатели подводят детей к пониманию того, что все жители любят свой город и многое делают для того, чтобы он был чище и краше. 

       Организованная кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста формирует у них не только устойчивый интерес к своему городу, но и близлежащему окружению. Так мы от знакомства с городом постепенно переходим к знакомству с родным краем – Нижегородской областью и соседствующей с ней республикой Мордовия, а затем и с Россией, тем самым, расширяя и углубляя знания детей о своей стране. В процессе этой работы мы воспитываем у дошкольников чувства восхищения, гордости за свой город, свой народ, свою страну. 

       Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка сотрудники МДОУ уделяют большое внимание созданию, как в группах, так и в помещении ДОУ “краеведческих центров”, которые способствуют формированию патриотизма и гражданственности у воспитателей, дошкольников и их родителей. Так в ДОУ функционируют: площадка природы, живой уголок, экологическая комната – где знакомят детей с природными объектами родного края ; комната “Русская изба” - где знакомят детей с бытом русского человека, рассказывают о его устройстве, воспитывают интерес к особенностям русского характера, к традициям (Рисунок 3); мини-музей “Жилища человека” - где даются детям общие представления о доме, знакомят дошкольников с национальными жилищами (Рисунок 4); оформлен патриотический уголок с Российской символикой (Рисунок 5); “Эрмитаж” – где выставляются репродукции известных и саровских художников, организуются ярмарки нижегородских народных промыслов.
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5

       Работа ДОУ по краеведческому образованию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Так в детском саду была проведена детско-родительская конференция “Мой город”. С привлечением родителей создаются мини-музеи разной тематики, организуются выставки семейных коллекций, изготовляются различные макеты (Рисунок 6), проводятся совместные праздники, походы выходного дня в памятники природы (Рисунок 7). Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями города: “Мы за чистоту Сарова”, “О, Русь, взмахни крылами”, “Рукотворное чудо”, “Мы рисуем мир” и т.д.

Рис. 6
Рис. 7

       Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.

       Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!

       Используемая литература.

       1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты