Гражданином быть обязан!

Методический портал

Гражданское образование:
спорные моменты и возможные тенденции

И. Фрумин,
кандидат педагогических наук, директор Красноярской экспериментальной школы «Универс»

       В последние годы по просторам российского образования начал шествие новый учебный предмет — «Граждановедение». Отдельные попытки обновить курсы истории и обществоведения, рассказать детям о правах человека превратились в мощное движение, подкрепляемое интересным приложением к «Учительской газете», учебными программами, активной деятельностью Ассоциации «За гражданское образование».

       Тождественно ли гражданское образование граждановедению?

       Сравнительно небольшой российский опыт позволяет поставить ряд вопросов, на которые уже давно пытаются найти ответы зарубежные педагоги. В первую очередь это вопрос о центральной роли предмета «Граждановедение». Весь опыт гражданского образования за рубежом говорит о недостаточности предметного подхода. Конечно, и в школах США, и школах европейских стран есть учебные предметы, обсуждающие политические, правовые, социальные вопросы. Однако все более распространенным становится подход, когда гражданское образование понимается как обширная воспитательно-образовательная программа, направленная на формирование у будущих граждан представлений о современных социальных проблемах и путях их решения. Даже в тех странах (немецкоязычных, например), где принят термин «политическое образование», он означает интегральный образовательный подход, в котором политика понимается как способ совместной жизни людей. Программы гражданского образования за рубежом, как правило, носят не только когнитивный характер, не только знакомят учащихся пусть даже с очень глубокими понятиями, но и стимулируют их смелость и гражданскую активность. При этом гражданское образование рассматривается все чаще как средство помощи растущему человеку в решении экзистенциональных проблем. Понятно, что это средство может реализовываться в различных школьных предметах.
Другая особенность программ гражданского образования за рубежом — внимание к реальным «естественным» процессам политического и социального развития школьников, которые происходят под стихийным влиянием социальной среды, средств массовой информации, молодежной культуры. Все это позволяет утверждать, что понятия и идеи гражданского образования должны быть отражены не в одном учебном предмете, а в представлениях и проблемах, проходящих через различные дисциплины, отраженные и в различных аспектах школьной жизни. Однако это не значит, что модель гражданского образования сводится к представлению о школе как об «обществе в миниатюре». Педагоги пытаются найти оптимальный баланс между «гражданским проживанием» и прямым обучением. При этом существенно, что программы гражданского образования принципиально ориентируются на конечный результат не в виде знаний об обществе и человеке, а в виде определенных качеств и умений, необходимых гражданину демократического общества. Подчеркнем, что западные педагоги говорят не о гражданском образовании вообще, а о демократическом гражданском образовании, строящемся на весьма определенных и специфичных ценностях и установках, содействующих становлению таких качеств будущего гражданина, как критичность, конструктивность (в кооперации с другими гражданами), толерантность. К важнейшим гражданским умениям данный подход относит следующие: умения участвовать в критической дискуссии и внимательно относиться к другим точкам зрения, строить кооперацию с другими гражданами, понимать суть социальных и культурных институтов и законов, и, наконец, умение пользоваться своими гражданскими правами. В условиях борьбы в нашем образовании тенденций централизации и децентрализации интересным представляется британский подход. Его особенность — сочетание высокой автономии шкот, самостоятельно формирующих учебные планы, и законодательного требования организации гражданского образования в школах. Школы и отдельные учителя получают широкую свободу выбора форм занятий и материалов по гражданскому образованию, но для того, чтобы пользоваться этой свободой, они, с одной стороны, должны иметь широкий выбор вариантов форм, методов и материалов для занятий, а, с другой — уметь самостоятельно строить планы занятий и освоения целых тем. В целом разнообразие подходов показывает, что не существует одной правильной системы гражданского образования, что в самом подходе к этой проблеме должна реализовываться ценность плюрализма. В то же время в опыте различных стран можно увидеть некоторые общие установки. Это, по-видимому, говорит об устойчивых тенденциях, которые не могут игнорироваться любой страной, вступающей на путь построения системы демократического гражданского образования.
К таким установкам можно отнести понимание того, что гражданское образование не является задачей одной учебной дисциплины или даже их ограниченного набора, а представляет из себя целевую и ценностную установку для всей организации школьной жизни, для всех типов и содержаний обучения. Принципиальный поворот от узкодидактического понимания образовательных целей не может осуществиться даже при декларации наличия воспитательных и развивающих целей у одного предмета. Опасность же предметоцентризма усиливается и от того, что у многих управленцев возникает искушение считать все проблемы гражданского становления молодого поколения решаемыми путем введения новой дисциплины. Другой общей установкой можно считать особое внимание педагогов не столько к содержанию (учебному материалу), сколько к методам обучения, которые сами должны отражать основные демократические ценности. К таким методам относится активное использование материалов средств массовой информации, организация критической дискуссии на уроках, поощрение индивидуального мнения каждого ученика, ориентация на актуальные проблемы сообщества вокруг школы.
 Весьма важными для российских педагогов являются и некоторые общие содержательные ориентации, которые в западной (европейской) педагогической теории и практике в значительной степени рассматриваются как сами собой разумеющиеся. Наиболее существенная ориентация связана с приоритетом прав человека в системе гражданских ценностей. А вот многие российские педагоги до сих пор понимают гражданское образование в первую очередь как подготовку законопослушных патриотов. Другой значимый содержательный момент связан с ценностями плюрализма и толерантности, пронизывающими все содержание программ по гражданскому образованию в Европе. Третьей, непривычной для нас, является инструментальная ориентация — значительное место занимают умения и навыки, необходимые для осуществления своих гражданских прав. При этом среди этих умений в последнее время выделяются умения критически осмысливать и понимать явления социальной действительности. Четвертая содержательная ориентация связана с так называемым европейским изменением в образовании,которое означает усиление направленности на общие для всех европейских стран ценности и цели, повышение роли образования в интеграции.

       Дискуссии об основаниях гражданского образования

       Нередко термин «гражданское образование» воспринимается как самоочевидный. Это связано с привычкой поверхностно-идеологического понимания таких слов, как «гражданство», «патриотизм», «общественное благо». Но как только мы начинаем размышлять конкретно, ориентируясь на практику, эти и некоторые другие базовые понятия теряют определенность и порождают противоречия. Так, например, участники одного из семинаров, проводившегося Советом Европы, предложили следующие правдоподобные, но весьма различные трактовки гражданственности:
— умение реализовать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан;
— законопослушание;
— способность к диалогу с властными структурами и межличностному диалогу;
— критическое отношение к действительности;
—  наличие ответственности за свои поступки и свой выбор перед обществом и государством;
—  патриотизм;
— понимание юридических и моральных обязанностей перед обществом.
Такого рода характеристика возможного продукта образования в виде полного списка качеств личности опирается на методологию, близкую советской педагогике и идее «всестороннего» образования. В качестве альтернативного можно рассматривать подход, при котором идеальный гражданин не описывается единым образом, а представляется как множество вариантов, в которых различные качества проявляются определенным образом. Многообразие вариантов может задаваться не нормативными требованиями, а ограничениями, вытекающими из представлений о том, кто точно не является гражданином. В более подробном обсуждении нуждаются и цели гражданского образования.
Прежде чем их определять, необходимо ответить на многие вопросы методологического характера.
Например, говорим ли мы о целях внешних по отношению к школе и ученику или о целях внутренних, обсуждаем идеал или конкретно-историческую ситуацию? Без ответа на эти вопросы обсуждение целей может носить весьма приблизительный характер. Выходом может быть задание веера целей, в который войдут и социальная адаптация (социализация) детей, и поддержка внутренней свободы школьников, и воспитание определенных ценностей. Можно оценить как явно недостаточный традиционный подход задания целей в виде требований к знаниям, умениям и навыкам ученика, к его личностным характеристикам. Недостаточным является и чисто социологический метод, когда цель формируется в виде характеристики желаемого состояния общества. Не дает прямых оснований для проектирования образовательных программ и распространенное понимание гражданского образования как средства сохранения социальной стабильности. В то же время без постановки объемлющих социальных целей гражданского образования педагогические цели становятся внеконтекстуальными, а, следовательно, бессодержательными. Чтобы связать эти два типа целей оказываются нужными дополнительные шаги, когда цель гражданского образования ставится в терминах опыта, который ученики должны получить в образовательных институтах, а цели формулируются в динамике, применительно к различным возрастным ступеням.

       Некоторые практические соображения

       Все вышесказанное заставляет сделать простой вывод, что при нынешнем богатстве учебных материалов по актуальным социальным проблемам и представлениям социальной науки, ключевыми задачами разворачивания программ гражданского образования являются:
— трансформация методов и форм организации образовательного процесса;
—  создание в школах условий, делающих достижение целей гражданского образования возможным. Решение первой задачи возможно через выделение границ методической системы образовательной области «гражданское образование». Специфическими характеристиками этой системы являются:
—  интенсивное использование групповых форм работы, с акцентом на «группы сотрудничества»;
—  широкое использование самостоятельных, в частности, проектных форм работы учащихся. Областью реализации учебных проектов и применения получаемых результатов является реальная жизнь в классе, школе, районе, городе, регионе;
— использование специфических способов и форм оценки продвижения обучаемых в материале и фиксации достижений (результатов обучения) в виде материалов выполненных проектов, подготовленных отчетов и т.п.;
—  использование современных информационных технологий (компьютеры, компьютерные сети, текстовые процессоры и т.п.). Это делает возможным подготовку разрабатываемых учащимися материалов в общественно приемлемой форме, а использование видеоматериалов позволяет обеспечить решение проблем наглядности и достоверности учебного материала.
Такая система методов не только повышает эффективность усвоения знаний, но и является существеннейшим фактором освоения школьниками навыков, необходимых для гражданской жизни и, таким образом, являющихся частью содержания гражданского образования. К таким относятся навыки:
— понимающей коммуникации;
— проведения простейшего социологического анализа (исследования);
— представления и использования результатов собственной работы в кооперации с другими;
— выявления, фиксации и работы с предубеждениями, выраженными в текстовой форме, речи и изобразительных формах. В том числе умение различать, воспроизводить и использовать стили «пропаганда», «фактическое описание», «аналитическая информация».
Методическая система курса предполагает использование спектра педагогических средств и техник, которые слабо знакомы современному российскому учителю. Среди них:
—  организация работы класса в группах сотрудничества;
— организация проектной работы школьников;
— проведение простейших социальных исследований (интервью, опрос, анкетирование и т.п.);
—  использование современных средств электронной техники;
— создание межпредметных учебных материалов с использованием данных средств массовой информации.
Задача создания условий разворачивания программы гражданского образования может, на первый взгляд, выглядеть как подчиненная. Однако на деле она во многом является решающей, поскольку условия не только позволяют решать задачи такого образования, но и во многом впрямую обеспечивают становление опыта и навыка гражданского поведения. Мы не будем обсуждать здесь условия, которые задаются характеристиками образовательной системы в целом. Остановимся на условиях (факторах) гражданского становления на уровне школы и взаимодействия с отдельным учителем. На уровне школы создаются такие условия как:
—  превращение школы в открытый вовне социальный институт (диалоге с внешкольными политическими, социальными и культурными группами);
—  превращение школы в открытый во внутрь (в смысле «открытого общества» К. Поппера) социальный институт (открытость внутренних структур коммуникации, достаточность информации, критический самоанализ, внутришкольная демократия);
— создание в школе сферы политики (микрополитики школы) как сферы диалога и согласования интересов различных групп участников школьной жизни, включая родителей и учеников;
— создание в школе правового пространства (система писаных и неписаных правовых норм и обычаев);
— создание условий для гибких и нестандартных форм проведения занятий в рамках программы по гражданскому образованию;
— запуск в школе режима постоянной трансформации и обновления;
— учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления, прав и обязанностей, норм поведения и деятельности школьников.
Основным условием осуществления программы гражданского образования в конкретной школе является выбор определенной модели и определенных акцентов. Некоторые школы могут выбрать модель, сконцентрированную вокруг одного или нескольких специально построенных предметов социально-гражданского цикла. Другая модель — построение гражданского образования как воспитательной по преимуществу программы вокруг различных форм внеурочной работы школьников. Наконец, самостоятельную модель задает межпредметный и инструментальный подход, в котором специальные занятия по передаче знания из области граждановедения и формирования основных навыков гражданской жизни проводятся как самостоятельные единицы в самых различных предметах и внеурочных программах. Для обеспечения реализации этих программ руководители школ и школьные коллективы должны выйти в режим самостоятельного проектирования школьных условий и разработки методического сопровождения гражданского образования в форме очно-заочной работы с консультантами. Основанием для этого может стать обсуждение на конкретных примерах и применение таких теоретических конструкций, как климат и культура школы, механизмы социальной стратификации в образовании, школьная микрополитика, управление инновациями. К базисным условиям относятся и проектирование открытой структуры школы, трансформация способов принятия решений, а также инновационное культивирование гражданского образования, включающее выбор школьного варианта структуры и форм его организации, совместное планирование деятельности различными членами школьной команды, разработку системы оценивания школьников и эффективности выбранной системы гражданского образования.
Особой группой, от которой зависит успех гражданского образования, являются воспитатели, роль которых обычно играют классные руководители. Они могут обеспечить следующие условия:
— общий положительный климат в классе;
— открытость социальной организации класса;
— открытое обсуждение как принцип жизни классного коллектива;
— изучение, поддержка и обсуждение общественного мнения в классе.
Сами педагоги школы (и особенно учителя курсов, относящихся к области гражданского образования) задают образцы гражданского отношения к профессиональной деятельности, являются первыми взрослыми, представляющими детям не семейную, а социальную реальность. Поэтому переподготовка учителей должна включать не только освоение философии, содержания и методов гражданского образования, но и формирование профессиональной рефлексии и умений, позволяющих создавать условия для его успешного осуществления. К числу таких условий относятся в первую очередь:
— выраженная гражданская позиция педагога, включающая уважение к конституционным нормам;
—  ценностное самоопределение учителя, включающее признание ценностей разнообразия и толерантности;
—демократический стиль педагогической работы, включающий позитивную направленность на учащихся, стремление к компромиссу, умение слышать и поддерживать собственное оригинальное мнение;
— высокая коммуникативная культура учителя, предполагающая вовлечение учеников в планирование и регулирование образовательного процесса.

       Заключение

       Опыт работы школ, в которых цели гражданского образования реализуются с наибольшей полнотой, анализ материалов семинаров по переподготовке учителей показывают, что такое образование должно представляться нам как открытая развивающаяся сфера. Реализация любой модели предполагает реалистичный подход, который признает, что какие-то задачи будут решены в большей, а какие-то — в меньшей степени. Более того, некоторые задачи противоречат друг другу. Так, явно проявляется противоречие между такими задачами, как воспитание патриотизма и толерантности. Разрешение этого и других подобных противоречий оказывается возможным не за счет механического соединения, а через использование критического анализа конкретных ситуаций. Другой характеристикой нового понимания является новая расстановка акцентов — перенос приоритета от информационного компонента в содержании на инструментальный — на освоение процедур и способов гражданского действия. Можно утверждать также, что мощной тенденцией является преодоление дидактоцентризма как ориентации на решение всех проблем путем введения новых учебных дисциплин. Гражданское образование принципиально не может рассматриваться как один или несколько учебных предметов. Это образовательная или образовательно-воспитательная программа, в эффективности которой особую роль играют условия школьной жизни. Для управленцев важнейшим является то, что сам процесс становления школьной модели гражданского образования является инновационным. Принципиальным становится изменение позиций педагога, отказ от стереотипов в преподавании и управлении.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты